У нашей пиротехнической компании в университете были и мирные применения. В частности, мы ходили по школам в составе группы, агитировали старшеклассников поступать на химфакультет. Обычно студентка с подвешенным языком и пара «демонстраторов». Девушка втирала про перспективы химиков, потом мы с Валерой показывали занимательные опыты.
«Вулкан на столе», кто не помнит, делался просто: поджигалась кучка бихромата аммония. Она медленно горит, оставляя после себя горку зеленой окиси хрома. Нам с Валерой показалось, что это как-то неубедительно. После опытов реакцию удалось усилить добавлением ПХА, молочного сахара и нитрата стронция. Теперь «вулкан» горел гораздо шустрее, с пламенем, шипением, клубами багрового дыма. И еще преимущество: можно поджечь «волшебной» стеклянной палочкой (смоченной серной кислотой).
Обычно шли по 2–3 классам, по полчаса-час на каждый. Соответственно, брали сумку реактивов и кучу посуды. Один раз как-то быстро прошли, часть опытов не успели показать. И вот последний класс, времени хватает. Наша агитаторша беседует с девочками, ну а мальчишки, конечно, вокруг демонстрационного стола собрались. Такое повышенное внимание публики сыграло с Валерой злую шутку. Собрал он остатки «вулканической» смеси и сделал не горку, как обычно, а ссыпал в большую стеклянную тарелку, куда мы сливали исп. растворы. Грамм триста. Да еще утрамбовал. И эффектно капнул серной кислоты.
Дальнейшее имеет три варианта интерпретации:
- Валера: Полыхнуло как-то бурно, во все стороны. Но все под контролем!
- Учителя: Как эта тарелка взoрвaлaсь!
- По мне, из-за трамбовки началось бурное горение, и появился реактивный момент: тарелка пролетела через весь класс (никого не задев, что удивительно, и не разбившись).
Результат таков: через несколько секунд все, что в классе могло гореть, загорелось. Потому что остатки смеси действовали, как летающая лава. Видимость из-за дыма и багровых хлопьев стала почти нулевая, дышать нечем и все равномерно покрылось зеленой тонкой пылью. Особенно парни вокруг стола. Когда народ повалил из класса, это было зрелище достойное кисти художника на тему «Последний день Помпеи»: все отчаянно кашляют, в багровых хлопьях, с зелеными лицами.
Разговоров в школе хватило на неделю. Мы с Валерой получили очередной выговор из деканата и мужественно отказывались от просьб школьников «повторить, только еще больше». :-)
P.S. Между прочим, из этого класса один поступил на ФЕН.
Все мои книги на Литрес