Реальные полезные навыки, которые точно пригодятся ребёнку в жизни
Бальные танцы, конный спорт, китайский и программирование, и всё такое вкусное! От обилия вариантов у современных родителей перехватывает дыхание: хочется дать ребёнку возможность попробовать буквально все кружки и секции на свете. А вдруг за какой-то из дверей таится будущая престижная профессия? Или увлечение на всю жизнь? Хорошо, если родители, выбирая дополнительные занятия для детей, смотрят на них вдумчиво и честно, а не исходя из собственных фантазий и ожиданий. И хорошо, когда ребёнок действительно находит своё.
Опять же, печально признавать, но школьная система помимо социализации (зачастую сомнительного качества) предлагает набор разрозненных знаний без практической основы. Счастливые исключения пока в меньшинстве. И глубину, и практику, как правило, приходится добирать за счёт репетиторов, подкачивать избранные скиллы, чтобы пойти дальше.
Мозаичная картинка просит слитной основы, росток — питательной почвы. Капсула семьи и ближнего круга не всегда достаточна, особенно для подростка. Поэтому мы и отдаём детей в крутую театральную студию — ради универсального бульона, насыщаясь которым, ребёнок вместе с навыками впитывает ценности. И они останутся с ним, даже если не идти потом во ВГИК.
Итак, что точно пригодится в жизни каждому ученику «Детей райка»?
Эмоциональный интеллект и осознанность
Это модная тема. Книги, семинары, тренинги — и всё для того, чтобы научиться хорошо понимать себя, а через себя — других людей. И, конечно, влезание в шкуру персонажа, подчас совсем на тебя самого не похожего, анализ его мотивации — опыт очень ценный. «Студия даёт возможность прожить эмоции, которые сын не может в жизни показать, прикоснуться к чувствам, которые ему ещё, может быть, не встречались, или он переживал их по-своему. Это колоссальный опыт, который останется с ним на всю жизнь», — считает Светлана, мама Макса (11 лет).
Следующий шаг — осознанность. Постоянная примерка новых «я» естественно влечёт за собой вопросы: а как я считаю? а как бы я сделал? «До какого-то времени многие дети говорят: а мне всё равно, а я не знаю. Потом случается прорыв, когда вдруг ребёнок говорит: а я бы так не поступил», — именно пробуждение самосознания педагог Лидия Лукина называет самым ценным результатом занятий в студии. Преподаватель Иван Савченко подытоживает: «Когда человек понимает, что с ним происходит, ему ничего не страшно. Он берёт свою жизнь в свои руки».
Работа в команде
Театр — это взаимодействие. «Текст можно забыть, свет может погаснуть, платье может порваться, а взаимодействие с партнёром будет всегда. И в жизни будет то же самое: нужно слышать между строк, считывать взгляд», — говорит педагог Лидия Лукина. Умение видеть, понимать, подхватывать человека, который рядом с тобой, вместе добиваться результата — ох как полезно и круто!
Ценно и то, что изначально здесь нет установки на конкуренцию — ну разве что во время чтецких конкурсов. А в обычной студийной жизни успех один на всех, и в движении к нему важно, чтобы каждый вложился, оставаясь собой. Сотрудничество доставляет отдельную радость тогда, когда ты не винтик в большой машине, а самоценный участник процесса: «Возраст у них разный, но они все находят общий язык, и это не связано с тем, кто успешен в учебе, кто не успешен. Каждый по-своему классный. Они друг друга подтягивают, у них свой юмор» (Екатерина, мама Макса, 11 лет).
Выход за границы
«Мы же начинали совсем маленькие, с чего-то простого, а сейчас с каждым годом перед ними ставятся всё более глобальные задачи, — говорит Дарья, мама Марии (9 лет). — Теперь уже надо именно сыграть, сделать то, что не умеешь. Не вывернуться наизнанку, а сделать шаг, переступить через привычное». Такие наблюдения для райковских родителей не редкость.
«У него есть в характере что-то, что сложно заметить в обычной жизни,— рассказывает мама Ася о Егоре (12 лет). — Например, мне всегда казалось, что он ужасно застенчивый. А выяснилось, что он умеет побеждать эту застенчивость, выходя на сцену, и преображаться. Наверное, он продолжает бояться, но вместе с тем получает кайф, драйв, адреналин, и застенчивость ему не мешает. И я очень рада, потому что это очень полезный навык преодоления, причём успешного преодоления. Ничего этого не было бы, если бы он не ходил в театральную студию. Мы бы не подозревали, что он так может».
Так получается в том числе и потому, что случайных людей в студии нет. Преподаватели постоянно в движении: пробуют новые жанры, повышают квалификацию, читают тонны книг, растут над собой. А вдохновенный педагог — это любовь, пример, маяк. «Мой учитель, Борис Павлович, говорил нам всё время: важно научить себя ставить какую-то очень невероятную преграду и её преодолевать, — делится опытом Евгения Тарасова. — Вот этому преодолению мне хочется научить своих детей. Тому, что всё возможно».
Больше, чем театральная студия
«Дети райка» — это большое живое сообщество единомышленников. Это «своя стая» и для неравнодушных родителей, и для детей и подростков разной степени трудности, и для педагогов. Это сложная красивая система, в которой всё взаимосвязано: язык, которым ты говоришь, книги, которые читаешь, идеи, которыми делишься. Наталья Туровская формулирует свое директорское кредо так: «Театральная студия даёт те навыки, которые нужны, как умение дышать и ходить. Все спектакли, выступления — это, скажем так, побочный эффект той большой цели, к которой мы движемся. А она такова: воспитание в широком смысле через искусство. Навык видеть, чувствовать прекрасное — и есть то, что делает человека человеком».
А ещё «Дети райка» — это дружба и любовь. Очень много любви.