Найти тему

Как нужно копировать образец, что бы освоить настоящее мастерство, а не стать ремесленником?

Обучение иконописи может быть в виде внешнего подражания, при котором ученик берет древний образец иконы и тщательно подбирает соотношения как ключи к замку. Двигает линии, пока они не сложатся во внешнее сходство с образцом. Развивает внимательность, терпение и трудолюбие. Но при этом мышление и чувство, а так же физическое мастерство могут развиваться медленно или почти не развиваться. Потому что при внешнем подражании возникает напряжение от боязни ошибиться, и оно сковывает все движения, мысли у чувства. В итоге человек не развивается. Но думает, что нечто умеет. Бывает, иконописец может писать прекрасные копии, но сам по себе не может выразить гармоничных пропорций. И при попытке создать что то подобное древнему образцу, проявляется несостоятельность и недоразвитость умственных, душевных и телесных свойств. Иконописец говорит себе: «Кто я такой, чтобы создавать великое? Лучше буду смиряться, и продолжать копировать». И остается при своем умении. Нужно сказать, что смирение такое бесполезно, бесплодно.

Принцип подобия в обучении сводиться к тому, что иконописец берет древний образец и пытается повторить его как может. В результате ничего не получается, тогда он упрощает формы и снова пытается повторить образец, но опять неудача. Идя таким путем, иконописец приходит к наглядному примеру своей несостоятельности и видит, что даже овал не умеет нарисовать цельно и красиво, куда уж там до рисования лика. Смирившись до зела, начинает долго и упорно трудиться над умением видеть, чувствовать и изображать простейшие силуэты. Освоив полноценно простое, начинает учиться более сложному, но постепенно не перескакивая через несколько ступеней сразу. Изрядно потрудившись долгое время ученик начинает понимать из чего составляется изображение. И постепенно ему удается научиться создавать и сложные копии, а так же что то подобное. И копирование это затрагивает все силы человеческого естества, стимулирует развитие умственных, душевных и телесных способностей подготавливая их к выражению духовного содержания.