Найти тему

Александровская колонна Часть 3

Доставка и установка пьедестала

В предыдущих частях мы ознакомились с версией Монферрана об изготовлении и доставке Александровской колонны и статьей профессора Лукнацского на эту же тему. Мы убедились, что колонна, если и была изготовлена и доставлена в Санкт-Петербург, то как-то иначе, а не так, как нарисовано и описано. Теперь посмотрим, что происходило с пьедесталом для колонны. В описании процесса возведения Александровской колонны полно всяких несуразностей. Каждый отдельный момент этого описания может быть так или иначе объяснен, но все эти несуразности вместе взятые показывают полную несостоятельность официальной версии. Чтобы доказать, что все было не так, приходится тщательно разбирать весь процесс возведения колонны.

Итак, начнем.

Профессор Лукнацский: «Сначала был доставлен камень для пьедестала весом около 400 т (24 960 пуд.); кроме него, на судно погрузили еще несколько камней, и общий вес всей погрузки, составил около 670 т (40 181 пуд.); под этой тяжестью судно несколько изогнулось, но было решено установить его между двумя пароходами и буксировать к месту назначения: несмотря на бурную осеннюю погоду, оно благополучно прибыло 3 ноября 1831 г.»

Что означает - “судно несколько изогнулось”? Профессор, ау! Это же не резиновая лодка. Такого вообще никак не могло быть. Если судно “изогнулось”, значит, у него разошлись сочленения и обшивка и образовались множественные течи, что привело к неизбежному и немедленному затоплению судна, т. е. была многократно превышена максимальная грузоподъемность судна. По этой причине, прежде, чем изогнуться, судно должно было рассыпаться и утонуть под тяжестью груза. Да и вообще, под весом в 670 тонн, суденышко, изображенное на рисунке, утонуло бы вместе с грузом, не успев изогнуться. Для доставки колонны весом в 630 тонн была специально спроектирована баржа, а камни такого же веса повезли на обычном суденышке, которое “изогнулось”. Ничего не сказано о погрузке этих камней. Как грузили их с берега, где не видно ни пристани, ни каких-либо приспособлений для погрузки. Допустим, пристань есть, ее просто не видно. Как поднять камень на эту пристань и как, после этого, перегрузить его на корабль? Должно быть очень мощное сооружение, способное не только выдержать вес 400-тонной глыбы, но переместить ее в нужную точку над кораблем так, чтобы центр тяжести камня оказался в точности над центром тяжести корабля. Малейший перекос и корабль кувыркнется набок – все труды насмарку. Еще и положить рядом другой камень, поменьше. Даже в условиях безветренной погоды и отсутствия малейшего волнения на воде задача погрузки и транспортировки этих камней на суденышке, изображенном на рисунке ниже абсолютно невыполнима. Даже колонну закатить на баржу было проще, чем водрузить на нее плоский камень чудовищного веса. Камни должны быть установлены с ювелирной точностью. Даже, если бы эту задачу смогли бы каким-то чудом решить, то это судно все рано затонуло бы, т. к. камень по своим габаритам и весу превышает возможности судна. А, в условиях такого волнения, как на рисунке – и подавно. И в этом случае та же история: центр тяжести всей конструкции находится значительно выше ватерлинии, и эти два пароходика рядом с ним не спасли бы ситуацию. Для этой цели необходима очень устойчивая (или, как говорят, с большой остойчивостью) баржа, у которой грузоподъемность позволяла бы перевезти 4 или 5 таких камней одновременно.

Доставка блоков для постамента Александровской колонны
Доставка блоков для постамента Александровской колонны

Профессор Лукнацский: «Через два часа камень уже выгрузили на берег при помощи 10 кабестанов, из которых 9 были установлены на набережной, а десятый укреплен на самом камне и работал через обратный блок, закрепленный на набережной».

Попробуйте представить себе такую конструкцию установки десятого кабестана на камне, чтобы его не сорвало пр натяжении каната при разгрузке. За два часа такую операцию - разгрузку - выполнить невозможно. За это время не получится всего лишь обвязать меньший камень канатами.

На этой высокой ноте предлагаю закончить с процессом доставки колонны и постамента в Петербург.

Все рисунки Монферрана - фантазийные, об этом говорит множество мелких и крупных неточностей и ляпов. Их так много, что говорить об их документальности не приходится. Описательная часть как Википедии, так и статьи проф. Лукнацского тоже сильно хромают.

Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной
Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной

Профессор Лукнацский: «С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.
Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный «материк» (подпочвенный, ненасыпной, ненаносной пласт земли). В декабре 1829 года место для колонны было утверждено и был выкопан котлован размером 14 × 14 саженей и глубиной 2 сажени (1 сажень примерно равна 2,13 метра) под фундамент из гранитных блоков. Работы проводились в ноябре и декабре 1829 года.
В яму непрерывно поступала вода, которую откачивали! По архивным данным забили 1102 заостренные новые сваи длиной 6,36 м, толщиной не менее 26 см на глубину 4,26 м, а также использовали 99 старых, обнаруженных при рытье котлована (итого забито 1250 сосновых свай). Забивка свай велась копром системы Бетанкура, работы по забивке были завершены 15 марта 1830 года. Затем, дно котлована залили водой и сваи срезали, отсчитывая высоту от уровня воды. Этот способ был предложен Бетанкуром. Ранее, при заложении фундамента Исаакиевского собора воду оставляли замерзать».

Обратите внимание! Оказывается там, в откопанном котловане, были обнаружены ранее забитые сваи! Значит, там уже что-то было до этого!

И зачем лить в котлован воду, ведь, как только что было сказано, она сама поступала туда. Ее откачивали и заливали другую?

Сосновые сваи в воде, даже просмоленные, быстро бы сгнили, как и те 99, которые там обнаружили, и колонна давно бы рухнула, а она стоит, без малого, 200 лет.

Строительство пьедестала

Профессор Лукнацский: «После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, обтёсанный и вывезенный из местности Летцарма (Letzarma), что в пяти верстах от Пютерлакса, который служит основанием пьедестала. Для установки монолита на фундамент была построена платформа, на которую он был закачен при помощи катков по наклонной плоскости. Камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой. При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар.
После того, как под монолит подвели подпорки, работники выгребли песок и подложили катки. Подпорки подрубили, и глыба опустилась на катки»

Операция с подрубанием подпорок выглядит, мягко говоря, крайне сомнительной и, что самое главное, очень опасной.

Хотелось бы понять, как это было сделано, для этого нужно включить воображение и, мысленно, шаг за шагом, повторить процесс. Получилось? У меня – нет.

Для того, чтобы установить пьедестал на фундамент, был выполнен целый комплекс бессмысленных, на мой взгляд, работ. Камень стоял на катках, его вкатили на платформу, сбросили с платформы на песок, подвели подпорки, удалили песок, подпилили подпорки и камень опустился на катки, на которых его вкатили на фундамент. Он, до этого, и так стоял на катках!!!

Если речь идет о том, что нужно было обтесать и выровнять нижнюю грань постамента, то тогда я спрашиваю: как его можно было катить к пристани в каменоломне, как его катили к месту установки, если его нижняя грань, которая лежала на катках, не была обработана, т. е. неровная, корявая??? Его же с места стронуть было нельзя. В крайнем случае он перемолотил бы все катки в труху.

Ладно, допустим мы с помощью Монферрана и профессора притащили камень на место установки. Нам же никакие трудности нипочем!Давайте, теперь, его устанавливать.

Установка постамента на фундамент
Установка постамента на фундамент

О. Монферран: «Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор»

Профессор Лукнацский: «Для установки камня на фундамент снова устроили деревянную наклонную плоскость, по которой его подняли девятью кабестанами на высоту 90 см, приподняв сначала восемью большими рычагами (вагами) и вытянув из-под него катки; образовавшееся под ним пространство позволило уложить слой раствора; так как работа производилась зимой, при морозе от -12° до -18°, то Монферанд смешал цемент с водкой, добавив одну двенадцатую часть мыла; цемент образовал тонкое и текучее тесто и на нем двумя кабестанами было легко поворачивать камень, слегка поднимая его восемью большими вагами, чтобы вполне точно горизонтально установить на верхней плоскости фундамента; работа по точной установке камня продолжалась два часа».

Два часа разгружали камень, два часа его устанавливали… Просто космическая скорость.

Неизвестно, какого качества был цементный раствор во времена Монферрана, но, по современным меркам, в цементный раствор можно добавлять не более 0,2% мыла, т. е. не более 100 граммов на 50 килограммов смеси. Ведь раствор должен быть не только скользким, но и прочным. Когда камень опустили на этот раствор, то камень на нем плавал, что ли? 400 тонн груза просто выдавили эту скользкую жижу наружу и пьедестал плотно встал на фундамент. Как же его можно было кантовать вагами?

Чем больше вчитываешься в текст, тем сильнее крепнет убеждение, что Монферран и профессор описывают свое умозрительное представление того, что должно было бы происходить на самом деле, даже не беря на себя труд, тщательно продумать весь технологический процесс транспортировки и установки. Лично я больше склоняюсь к версии, которую прочитал у одного автора (к сожалению, не запомнил его имя). Она заключается в том, что никто не вырубал эту колонну в карьере, не доставлял ее по воде. Ее нашли закопанной там же, на Дворцовой площади. В эту версию хорошо вписываются те 99 свай, которые были обнаружены при рытье котлована. Или, что тоже вероятно, она там уже стояла, и ее только привели в порядок – отреставрировали.

И, в заключение этой части, веселые картинки, как в детском журнале Мурзилка советских времен.

Отливка верхней бронзовой части
Отливка верхней бронзовой части

Деревянные конструкции в литейном цеху – это сильно. Слава Богу, что котел, кажется, металлический. Где сама домна и куда сливают металл из этого котла? Ведь не в котле же этом, в самом деле, металл варят на костре? Желоба, по которым стекает расплавленный металл, похоже, тоже деревянные. Люди, возле котла с расплавом, стоят, как ни в чем не бывало, в обычной одежде среди брызг расплавленного металла, которых не видно, но которые обязательно должны быть. Вся эта совершенно нереальная картина с очевидностью показывает, что Монферран понятия не имел о литейном производстве, настолько сильно отличается его фантазийное представление от реальности. Может быть, он где-то что-то слышал, но в литейном цеху он, явно, не бывал.

Уф! Наконец фундамент сделали, пьедестал установили, бронзовую верхушку отлили. Осталось установить колонну. Это мы сделаем в следующей части. Там тоже будут чудеса.

Раз вам хватило терпения, сил и нервов добраться до этого места, ставьте лайк и подписывайтесь.

До встречи в следующей части.