Найти в Дзене
kot v sapogah

Остаться в живых-1

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Как школа становится «фабрикой насилия» взрослых над детьми

Пишет Кошка В Сапогах

Мы не знаем, каков сегодня уровень насилия учителей над детьми в российских школах – такая статистика не ведется. Судя по фактам в интернете, школьное пространство становится небезопасным, потому что учителя слишком часто поднимают руку на своих учеников. Однако это не так: оно было небезопасным всегда. И не только в России. Школа в любое время и в любой стране может стать фабрикой насилия и вражды взрослых против детей.

Побиты собственными кроссовками

В Комсомольске-на-Амуре учительница избила 9-летнего ребенка... В Северодвинске Архангельской области учитель физкультуры на уроке била детей скакалкой... В Красноярске физрук заставлял расшалившихся учеников лечь на пол и в наказание избил их кроссовками... В школе Всеволожского района Ленобласти педагог схватил ребенка за шею и ударил об стену. Мальчик получил сотрясение мозга. Следователи возбудили уголовное дело.

Несколько ранее настоящий взрыв возмущения в обществе вызвало происшествие в одной из средних школ Тульской области: преподаватель музыки (!) ни за что, ни про что жестоко избила ученика младших классов классным журналом по голове, доведя его до сотрясения мозга. Только потому, что он попался под горячую руку, когда другие мальчишки над чем-то хихикали и мешали вести урок.

Это сообщения из разных новостных агентств, выбранные наугад за последние два-три года. Стоит только забить в поисковик три ключевые слова например, «учителя бьют детей», как сразу же информационная лента начинает буквально искрить этими случаями. В качестве оружия в ход идут попавшиеся под руку предметы: обувь, линейки, указки, книги и даже спортивные снаряды.

Кстати, побои это только, так сказать, «гнилой фрукт» в коктейле самых разнообразных видов насилия. Оскорбления, запугивания, манипуляции, даже развратные действия вот далеко не полный список экстремальных способов воспитания. Да что говорить, не так давно в защиту телесных наказаний выступил даже главный редактор одного уважаемого детского журнала! Он утверждал, что битье по попе не вызывает у него нравственных страданий. В соцсетях разразился скандал, журнал чуть было не закрыли.

В последнее время общество и СМИ ведут поиск причин школьной травли, задается один и тот же вопрос: что толкает детей на издевательства над сверстниками, почему они такие жестокие? Давайте копнем глубже: механизм буллинга запускается, как правило, именно с попустительства учителя. Стоит всесильному взрослому вынести свой «вердикт» об умственных способностях кого-то из ребят, пройтись по внешним данным или по «смешной» фамилии, как унизительный ярлык тут же подхватывают соученики и наклеивают на беднягу. Костер издевательств разгорается от слов учителя, как от спички.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Тяготы закаляют характер?

«Гороблагодатского много секли; случалось ему вкушать даже до ста ударов... Ставили его коленями на покатой доске парты... приговаривали держать в поднятой руке, не опуская ее, тяжелый камень по получасу и более (нечего сказать, изобретательно было начальство), жарили его линейкой по ладони, били по щекам, посыпали сеченное тело солью... все он переносил спартански: лицо его делалось после наказания свирепо и дико, а на душе копилась ненависть к начальству». Это цитата из «Очерков бурсы» Г. Помяловского. Бить детей и особенно подростков в царской России не возбранялось, скорее даже поощрялось. Телесные наказания в гимназиях и школах отменили только в 1864 году, на волне прогрессивных реформ. Но если розгами сечь прекратили, то это вовсе не означало, что некоторые учителя не били нерадивых отроков линейкой по рукам.

Принято считать, что советская школа, да и детский сад были гораздо добрее и дружелюбнее теперешних. Но и это не так: кому как повезет. Впервые я столкнулась с физическим насилием еще в первый детсадовский день. Дети разучивали танец, группа должна была разделиться на две шеренги, одни шагали направо, другие налево. А я, запутавшись, пошла не налево, а в противоположную сторону. Огромная, как мне казалось, воспитательница схватила меня за шиворот, как нашкодившего щенка, и просто нашлепала изо всей силы. Откуда ей, да и мне было знать, что я от природы плохо ориентируюсь в пространстве? Кстати, в той же группе были две девочки-близнецы, которых почему-то каждое утро ставили в угол бог знает за какие провинности. Помню, как одному мальчику пытались намазать глаза клеем, потому что он не спал в тихий час. Рукоприкладство частенько разворачивалось перед моими глазами, но кто же мне, кнопке, поверит? С тех пор первым жизненным уроком очевидца стало молчание: жаловаться и реветь нельзя, будет еще хуже. Лучше незаметно, по-мышиному притаиться в углу, целее будешь.

Со школой мне повезло еще меньше: она была в рабочем районе, население высокой культурой не отличалось. А школа единственная на весь район. И третий класс в ней был тоже единственный. Переводить в другие учебные заведения родителям не разрешалось все учились только по месту жительства.

В нашем классе царствовала (по-другому и не скажешь) Анна Александровна, суровая сухощавая дама с громким голосом. Казалось, она ненавидела всех детей, кроме двух-трех отличников. Больше всего на свете она любила выставлять учеников «на позор» перед всем классом. Это был ее воспитательный метод ребенка нужно провести сквозь строй, чтобы класс над ним смеялся, и ему стало стыдно. Большинство, отчасти из затаенного страха, быстро подхватывало ее «остроумные» прозвища, которыми она награждала нас. И конечно, горе тому, кто заслуживал плохую отметку. Анна Александровна требовала «подставить уши» и с садистской радостью выкручивала их, как лампочку из патрона. Уши потом краснели и горели несколько дней.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

К счастью, Анна Александровна проучила нас всего один год, но ржавчина взаимной неприязни и недоверия друг к другу успела разъесть наши души. Трудно было найти столь же недружный коллектив, изнуренный бесконечными ссорами и бойкотами. Едва дотащившись до последнего класса, мы радостно разбежались кто куда, даже не проведя нормального выпускного настолько нам тошно было друг друга видеть.

Учитель-садист не столь уж редкая фигура в советских учебных заведениях, но можно ли вспомнить хотя бы один публичный скандал с его участием? Хоть одну историю, когда родители подали жалобу в суд или хотя бы гороно? В наших семьях тогда процветал принцип слово учителя приравнивается к закону, взрослый всегда прав, а детям надлежит слушаться и смиренно помалкивать. И даже если учитель зажигал фитиль травли, ребенку предстояло выходить из конфликтов самостоятельно, порой обороняясь от целой толпы преследователей, как в незабвенном фильме «Чучело». На примерах пламенных революционеров и героев вроде Павки Корчагина нам внушали мысль: трудности закаляют характер. Только сначала надо попытаться остаться в живых.

Продолжение читайте на нашем канале через неделю 30 марта 2022 г.