Те, кто бывал на показах в студии «Дети райка», знают, что мы любим обсуждать спектакли. Активно вовлекаем в разговоры больших и маленьких зрителей. Задаём странные вопросы. Что этот спектакль делает со мной? Поглаживает или царапает? Пугает или поднимает от земли? Нарезаем «салатики из прилагательных»: этот спектакль острый, хрустящий, свежий, а этот фиолетовый, пупырчатый, беспечный. Ловим в себе возникшие ощущения: спектакль как качаться стоя на качелях, как проваляться весь день в пижаме, смотря мультики, или как чуть не оступиться на краю.
Зачем нам это?
Отвечает педагог «Детей райка» и гуру безоценочных обсуждений Михаил Быков:
«Люди смотрят спектакль сердцем, воспринимают его через чувства. А когда начинают говорить — получается от головы. Возникает парадокс. Обсуждение нужно для того, чтобы протоптать тропинку туда, к сердцу. Чтобы сердце находило те слова, которыми оно хочет высказаться. И тогда мы начинаем пробовать спектакль на вкус, прислушиваться к своим ощущениям, пытаемся найти те слова и образы, которыми эти ощущения можно выразить».
А в итоге — ведём больших и маленьких зрителей к более глубокому пониманию и увиденного, и себя самих. «Прокачивается мышца восприятия, внимания, понимания всяких хороших творческих вещей, — так определяет пользу от обсуждений педагог Иван Савченко. — В любом произведении, даже если оно вызвало отрицательные эмоции, начинаешь находить интересные вещи. Может, спектакль был скучный, но какое-то решение в нём заставило меня задуматься, это было красиво».