Сразу оговорюсь, не во всём. Пока. Но взгляните вокруг, уже началось. Никто не уходит, все приостанавливают... они очень быстро вернутся на оккупированный рынок. Они - это иностранные компании. У нас буквально несколько месяцев пожить без рекламы брендов, по настоящему. Дать шанс себе, своим компаниям хотя бы попробовать рынок, новые профессии.
Мы привыкли к миру, где нам подают всё готовое. А те кто с этим не согласен, и пытаются делать своё, подавляются конкуренцией со стороны крупных транснациональных компаний. Вот допустим производит фермер молоко, мясо. Но он не может попасть на полки магазинов, потому что супермаркеты требуют денег за вход. А просит он это, потому что крупные компании так приучили. У них огромные рекламные бюджеты и они могут скупить всё. Теперь они продолжают работать, но свернули маркетинг. Теперь и у торговли и покупателей есть выбор, что размещать на полках и что покупать. Вопрос только в том, успеют занять нишу или нет.
Интернет. Например все сидели в зоне комфорта - инстаграмм. Или пока сидят на ютуб. У большинства не было никаких других каналов и даже их, их пользователей не изучали. Инстаграмм закрыли. И у народа появился выбор! Миллионы авторов вдруг узнали, что есть другие ресурсы, где огромное количество пользователей. "Появился" выбор. Кто-то пошёл в телеграмм. Кто-то в ВК. Пока мало кто в одноклассники и дзен. Начали воскрешать даже рутуб. А многие, что важно - открыли каналы сразу на нескольких ресурсах. И это прекрасно. И у пользователей этих ресурсов появляется больше информации и выбора, и у блогеров расширяется и разнообразия аудитория. В конечном итоге все устаканится, вылетят те кто годами искусственно накручивал аудиторию, те кто жил благодаря старым заслугам. "Выживут" и появятся именно те, кто представляет реально интересный контент, к кому повторно будут готовы подписываться люди.
Аналогично и по еде. Миллионы людей кушали в Макдональдс и подобных. Это был стиль жизни скорее. Их зона комфорта. Теперь благодаря санкциям (хотя я не знаю как правильно называть эти случаи, когда компания уходит сама) люди смогут узнать и меню других сетей и отдельных кафешек. И если их владельцы сумеют этим воспользоваться ( и речь конечно не о повышении цен), то увеличив лояльность они отберут у мака эти миллионы, с их миллиардами. Надолго. Я более чем уверен, очень многие не вернутся туда, даже после того как они откроются вновь. А они все равно или поздно вернутся. Поэтому окно возможностей узкое. Да и без общепита, нам придется ознакомиться со многими марками продуктов которые к нам либо не завозили, так как их не пропускали супермаркеты по своей маркетинговой политике, либо которые мы игнорировали так как не было активной рекламы.
Какие ещё примеры. Программное обеспечение. Те кто вводит запреты, должен понимать, что если человек освоит альтернативы, его сложно будет вернуть. А люди будут искать альтернативы. Большая часть пойдет в пираты. Это альтернатива которая была десятки лет, и которую почти победили в корпоративной среде. И тех кто научится пользоваться бесплатно, потом очень сложно будет снова приучать покупать. Кто-то купит продукцию конкурентов. А они есть или появятся. Рынок не терпит пустоты. И в данном случае это проблема не только России. Я думаю уже и Китай, и другие страны отслеживает компании вводящие "собственные" санкции, и будут постепенно их замещать. Все понимают, насколько важна стабильность и надёжность в этих сферах.
Автомобили. До сих пор у людей было пренебрежительное отношение к китайпрому и отечественному. Все были "привязаны" к конкретной фирме - Тойота, ваг, Шкода и тп. Но если ситуация с поставками евроамериканской продукции затянется, люди массово (насколько это возможно при текущих ценах) пересядут на эти автомобили. И это снова выбор. Западные автомобили вернутся. Но не все вернутся к ним.
Отпуск. Страна увидит Россию! И это не только Крым. В стране есть огромное количество достойных мест, которые игнорируются. Да, пока нет сервиса, не везде есть море, не развита инфраструктура. Но когда пойдет поток туристов, всё это подтянется, потому что начнётся внутренняя конкуренция.
То же самое и с работой. Да. Плохо что вырастет безработица. Это коснется огромного числа людей и профессий. Но с другой стороны эти люди выходят из зоны комфорта. Они смогут переобучиться, освоить более интересные и востребованные профессии, сменить место жительства при желании. Ведь большинство жалуется на низкую зарплату, на плохие условия труда и прочее и при этом ничего не делает для того чтобы это изменить. А такие вот, неприятные условия, вынуждают людей искать себя. И многие найдут, станут сильнее. Говорят не хватает ИТ специалистов. Сейчас на заводах освобождаются тысячи людей - организуйте прямо там, на заводах, пока идут выплаты выходных пособий бесплатное обучение восстребованным профессиям. Пусть это будут программисты, дизайнеры, парикмахеры. Да что хотите. Это тысячи пока самых мотивированных, и временно свободных людей. Они займут весь этот рынок. И это не обращение к государству, как у нас принято обычно требовать. Это обращение к бизнесу. Не хватает сотрудников, специалистов? Бегом на предприятия в регионе которые реально закрываются, просите, уговаривайте перейти к Вам, организуйте экскурсии, обучайте. И у Вас будут лучшие сотрудники.
Как говорят психологи, чтобы развиваться, оставаться в тонусе, иногда нужно выходить из зоны комфорта. Это сложно. Это останавливает всю страну. Все привыкли к готовому, живём стереотипами. Эти события, санкции и вся ситуация с ними связанная, выводят людей из зоны комфорта. Рушатся стереотипы. Они болезненны. Не нравятся практически всем. Большинство предпочитает тратить время и энергию на политические разборки, на обвинения всего и вся во всём. Но нынешний кризис снова выявит миллионы людей, которые им воспользовались и вышли сильнее. Я очень надеюсь, и верю, что наши действия приведут страну в целом и всех нас в частности - к развитию и экономическому росту. Через это прошло большинство развитых стран. Главное не опускать руки и смотреть по сторонам, видеть новые возможности.
И успокою тех кого всё устраивало и не хотят перемен. Как уже писал выше, практически все вернутся на рынок. Если в целом переживут кризис. Это не их выбор, даже государства не могут отказать человеку с ружьем (США). И те, кому нравился мак и бмв, смогут продолжить их потреблять. После любого кризиса идёт рост.
Подписывайтесь. Дальше будут мысли, что надо делать стране, чтобы ускорить перемены и направить их в русло развития (дада, мы все сейчас уже не вирусологи, а эксперты по политике и экономике). Ну и многое другое, с чем вы не согласитесь и сможете поспорить в комментариях.
Ознакомьтесь с другими материалами канала https://dzen.ru/auleconomy - вероятно Вам тоже будет интересно. И не забудьте подписаться, даже чтобы иметь возможность вовремя поругать новую статью.
Например
О гимне в школах и кому это нужно,
Почему рост цен в Европе и США, не должен особо радовать остальной мир
Хвосты виляют Европой. Часть 1. Прибалтика.
Почему стоит оставлять средства на счетах, несмотря на кризис.