Из-за высоких цен на энергию многие производители устойчивой электроэнергии и биогаза больше не зависят от государственных субсидий. Министерство экономики и климата ожидает, что это станет значительной неожиданностью для правительства. Выигрывают и сами производители.
«Ветровая и солнечная энергия в настоящее время не нуждаются в субсидиях в евро», — говорит Олоф ван дер Гааг, председатель Голландской ассоциации возобновляемых источников энергии (NVDE). «В настоящее время именно возобновляемые источники энергии контролируют счета за электроэнергию. Ископаемые сейчас ненадежны и дороги, а возобновляемые источники доступны и надежны».
Так что директор ветряной электростанции Энн де Гроот — одна из немногих, кто доволен высокими ценами на электроэнергию. «Последние турбины Windpark Fryslân были доставлены в декабре. Тогда цены уже были высокими». Настолько высока, что субсидия больше не нужна.
С тех пор цена на электроэнергию почти все время значительно превышала лимит субсидии в 110 евро за МВтч, а в пиковые периоды превышала 400 евро за МВтч. «Теперь наши заводы могут работать там без субсидий», — говорит Де Гроот. «И если я посмотрю на более долгосрочные ожидания, нам не понадобятся субсидии в течение всего 2022 года и даже 2023 года».
Если цена на электроэнергию останется такой высокой, вполне могут быть сотни миллионов евро, которые не придется выплачивать в виде субсидий в 2022 году, говорит представитель Министерства экономики и климата. Все, что сэкономлено, возвращается в копилку субсидий. «Если мы сможем реализовать больше проектов с меньшими субсидиями и сэкономить деньги, то они останутся доступными для климатических проектов в будущем», — говорит министр энергетики и климата Джеттен.
пиковые цены
Газ также испытывает пиковые цены в течение нескольких месяцев. «Прямые заменители природного газа, такие как биогаз и геотермальная энергия, конкурентоспособны по текущим ценам», — говорит председатель NVDE Ван дер Гааг.
Это не означает, что Ван дер Гааг ожидает, что теперь будут созданы новые масштабные проекты, которые можно будет реализовать без субсидий. «Инвестиции будут осуществляться в течение десятилетий. Я не ожидаю, что цена на газ будет оставаться высокой так долго. В начале коронакризиса газ был еще почти бесплатным».
Более того, предприниматели, занимающиеся биогазом, уже производят меньше по высоким ценам, которые получают производители ветровой или солнечной энергии. «Ставки достаточно высоки, чтобы обходиться без субсидий», — говорит Идс Шаап из биогазовой компании Agradu. Однако, в отличие от ветряных электростанций De Groot, Schaap продает свою энергию не по ежедневным ценам, а на основе долгосрочных контрактов. «В результате мы получили только часть нашего газа по действительно высоким ценам». Остальная часть производства по-прежнему привязана к более старым контрактам с более низкими ценами.
Кроме того, предприниматели с ферментационными установками сталкиваются с более высокими ценами на сырье. Они используют в своих варочных котлах не только навоз, но и остаточные потоки пищевой (животноводческой) промышленности. Из-за высоких цен на сырье промышленность более экономна с сырьем. И поэтому на биогаз остается меньше отходов. Приобретение дополнительных удобрений затруднено из-за необходимых разрешений.