Кандинский В.В. определял понятие композиции как внутренне-целесообразное подчинение отдельных элементов и общего строения (конструкция) конкретной живописной цели. Он считал, что напряжение, заключенное в элементах композиции, определяет ее организацию.
Самой простой композицией является точка на плоскости и даже сама плоскость может рассматриваться как композиция, если она выполняет поставленную живописную цель.
Целостность и гармоничность композиции не обязательно должна состоять из однотипных комплексов элементов. Главное, правильно их сочетать и уметь применять.
По Кандинскому, важно не только сочленение элементов в конструкции (=композиция), но и их звучание. Например, угол, образованный линиями, может быть тепло-холодным или холодно-теплым по звучанию в зависимости от своего направления. Направление формирует напряжение. Теплое или холодное звучание соотносится с цветами, а цвета, в свою очередь, определяют выразительность. Стоить отметить, что цвета также можно соотнести со степенью напряжения в восприятии.
Выразительность также зависит от четко-выстроенного каркаса конструкции и определяется выбором композиционных средств (графические, пластические).
К графическим средствам относят точку, линию и пятно.
Графические средства при их сочетании между собой переходят в пластические, т.к. образуют геометрические фигуры, которые и составляют основу плоскости: фронтальной и объемно-пространственной.
Таким образом можно выстроить взаимосвязь между линией, плоскостью и цветом.
В труде «О духовном искусстве» Кандинский сопоставил углы и цвета. Например, острый угол соответствует желтому цвету, прямой – красному, тупой – синему. Углы соответствуют геометрическим фигурам: острый угол – треугольник, прямой – квадрат, тупой – окружность. Все в купе определяет композиционный характер элементов в композиции.
Поэтому композиция – это нечто сложное, всеобъемлющее и требующее углубленных знаний при своем построении.
При составлении материала использованы следующие источники:
1. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве.
2. Сотников Б.Е. Объемно-пространственная композиция.
#онлайн обучение
#дистанционное обучение
#основы композиции
#архитектура
#ландшафтный дизайн
#онлайн школа