На прошлом уроке мы говорили о том, что исследователи изучают икону с физической точки зрения. Обращая внимания на пропорции, геометрию, анатомию и композицию.
Так же икону изучают на предмет исторической и этнической принадлежности. Все кто с какой либо точки зрения изучал икону, находят закономерности, и открывают для себя новый и удивительный мир. Все что Богом дано человеку премудро и всесторонне наполнено гармонией и порядком. При этом любая сторона исследования иконы связана со всеми остальными точками зрения. Все средства созидания взаимосвязаны и соподчинены подобно живому организму. В медицине существую разные виды диагностики, например «иридотерапия» - определение болезней по состоянию внешнего вида глаз. Некоторые доктора могут определить болезни по внешнему виду пациента. В этом выражается большой практический опыт в наблюдении взаимосвязей. Подобно тому, при исследовании иконы открывается последовательная взаимосвязь и цельность материальных средств. В начале духтысячных годов ко мне обратился ученый физик который собрал аппарат считывающий излучения. Он этим аппаратом считывал иконы в храме и составлял кардиограммы, в которых находил много математических закономерностей. Он пришел к выводу, что иконы в храме имеют особый импульс излучений. Ученый задавал мне вопросы исключительно материального характера, о материалах иконописи и средствах художественной композиции.
Для нас, учеников изучающих иконопись, важна художественная точка зрения. С нею связаны предметы материаловедения, композиции, цветоведения, истории искусств, рисунка, живописи, геометрии, анатомии. Все эти предметы тесно связаны между собой и сложнопереплетены так, что невозможно их изучить по отдельности, но только в комплексе. При этом в каждом предмете множество подразделов. Например, в рисунке изучаются системы геометрического построения, перспективы, стилизации, пропорционирования, формальной и объемно-пространственной композиции. При этом важно учитывать, что икона содержит в себе единство изобразительных средств, сохраняя баланс между крайностями. Тем не менее, существуют иконы с явным перевесом некоторых свойств, например геометричности или, наоборот натуралистичности. В пост византийской иконе преобладает модульная система пропорционирования и симметрическая схематичность, в отличие от этого византийская и русская икона, напротив, в разной степени отдаляются от схемы. Но здесь нельзя говорить общими фразами, сам период византийской иконописи очень велик и нем проявился широкий спектр сочетаний изобразительных средств. Икона в процессе своего развития стремилась к равновесию и единству. Иконописцу нужно не только владеть изобразительными средствами и знаниями, но и уметь использовать их правильно, чтобы геометрический порядок не приводил к аморфности эмоциональной стороны образа, или наоборот, реалистичность не усиливала эстетические и иллюзорные качества иконы. Нужно всегда помнить, что главенствующее место в иконе занимает богословское духовное содержание и оно не должно заменяться чрезмерным воздействием физических и психологических средств изображения.