Александр III, прозванный в народе «государь-миротворец», всегда отличался прямотой. Для него не было ничего необычного в недипломатических выражениях. Например, однажды он в присутствии австрийского дипломата в ответ на его угрозы выдвинуть на Балканы «три или четыре армейских корпуса», взял вилку, загнул зубцы, скрутил в узел и бросил на стол со словами: «Вот, что я сделаю с вашими двумя-тремя-четырьмя корпусами»!
Надо полагать, с подчинёнными он тоже был довольно прямолинеен. Однажды он издал указ: «Убрать эту свинью в 24 часа»! Кто же был этот чиновник, в отношение которого царь так нелестно выразился и за что попал в опалу?
Работа такая: читать чужие письма
Случай этот произошёл с молодым перспективным чиновником Петром Дурново. Потомок старинного дворянского рода, он изначально видел себя морским офицером, но в какой-то момент к военному делу охладел. В конце концов, он перешёл на гражданскую службу. Ему ещё не исполнилось сорока, когда сам император приметил его и предложил должность начальника департамента полиции. Небывалый успех для молодого государственного служащего – министерская должность. Надо полагать, в нём намного раньше обнаружили качества, так необходимые для сыскного дела и лидерские задатки, позволявшие назначить Дурново главой полицейского департамента – центральной службы в МВД Империи.
Приоритетной задачей департамента была борьба с революционным подпольем. Здесь уже было невозможно действовать строго в рамках полномочий. Полицейские могли читать чужие переписки только имея соответствующую санкцию на руках. Однако ситуация была такая, что требовалось любую потенциальную угрозу давить в зародыше. По этой причине служащие полиции и жандармерии могли вскрывать корреспонденцию без соответствующего разрешения. Единственное правило, действовавшее в их отношении, было не попасться при чтении чужих писем.
Дурново лично занимался перехватом и чтением частных переписок. В какой-то момент он излишне увлёкся. Ему понравилось выведывать чужие секреты. И однажды это стоило ему карьеры.
Дипломатический скандал
В 1893 году в руки Дурново попал конверт с письмом, адресованным бразильскому дипломату. Прочитав его, министр понял, что посол состоит в достаточно длительных любовных отношениях с отправительницей. Дурново и не обратил бы внимания, но адресантом значилась его любовница. Разъярённый чиновник ворвался к любовнице, отхлестал её по щекам и швырнул вскрытый конверт ей в лицо. Тем самым он, фактически, расписался в том, что занимается перлюстрацией писем, официально никем не разрешённой.
Но это был ещё не конец: Дурново тут же устроил настоящий обыск, стремясь найти и остальные письма. Обыск проходил без соответствующей санкции в нарушение всего и вся. Разумеется, скоро это стало известно непосредственно бразильскому послу. Любовница не сообщила ему, кто устроил в доме незаконный обыск, но он и так догадывался.
Возмущённый дипломат написал на имя императора жалобу следующего содержания:
«Ваше императорское величество, что за нравы в Вашей стране? Директор департамента полиции избивает любовницу, крадёт чужие письма, устраивает обыски у иностранных дипломатов!»
Александр бегло ознакомился с письмом и издал на имя министра внутренних дел распоряжение: «Выгнать эту свинью в 24 часа!». Так Дурново поплатился должностью главы департамента полиции.
Дальнейшая судьба
Казалось бы, карьера Петра Дурново теперь похоронена навсегда. Однако его спасло заступничество влиятельного родственника – Ивана Николаевича Дурново, приходившегося проштрафившемуся министру родным дядей. Именно он занимал пост главы МВД. И хотя он не мог противиться приказу царя, он убедил его перевести своего племянника на должность сенатора. Повисшая было на волоске карьера была спасена.
В свою очередь, Николай II уже в 1900 назначил Дурново заместителем главы МВД, т.е., дал более высокую должность, чем Александр III. После событий 9 января 1905 года глава МВД Российской Империи Святополк-Мирский был с позором уволен, а в октябре, в критический момент, на должность был призван Дурново. Пётр Николаевич занимал этот пост вплоть до апреля 1906 года и сделал всё для подавления революции, тем самым доказав короне свою полезность.
Таким образом, в возрасте уже 60 лет, Дурново достиг небывалого влияния в политической среде. Сослуживцы отмечали его пытливый ум и дальновидность. Когда в верхах уже стало ясно, что в Европе намечается большая война, Дурново написал на имя царя обширное письмо, в котором предостерегал его от союза с Великобританией. Министр с удивительной точностью предсказал события, произошедшие в последующие 4 года.
Неизвестно, что сказал бы Дурново, увидев, насколько точно сбылись его худшие опасения. Он скончался в 1915 году, потому можно сказать, что остался в счастливом неведении.
(с) Андрей Долохов
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!