Найти в Дзене
ГЦАО

Помощь детям с РАС

Оглавление

Сейчас в Архангельской области более 370 детей с РАС, аутизмом и другими задержками психики, и с каждым годом эта цифра увеличивается. Поддержка семей с такими детьми и специальная работа с ними в Архангельске фактически нигде не осуществляется, кроме центра «Другая сторона».

Педагоги центра смогли создать пространство, где дети с ОВЗ взаимодействуют между собой и с сотрудниками, а родители — находят коммьюнити и не чувствуют себя «вне общества».

Сенсорное восприятие

Сенсорика — это восприятие внешнего мира. Тактильное, визуальное, слуховое. Мы легко и естественно ощущаем то, что вокруг нас, чувствуем себя и своё тело в пространстве. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии тела и окружающей среды.

В детстве процесс развития сенсорных ощущений происходит автоматически — дети постепенно начинают лучше ощущать себя и то, что происходит вокруг них.

Дети с РАС (расстройством аутистического спектра) и другими задержками в развитии испытывают трудности с восприятием сенсорной информации. Они как будто «потеряны», «не чувствуют» собственное тело в пространстве, испытывают проблемы с координацией. Такие дети по-особенному коммуницируют между собой и по-иному чувствуют объекты вокруг себя.

-2

Снимая серию о работе центра «Другая сторона» с детьми, мы пытались подойти к проблеме через личное — как выглядит мир детей с ОВЗ их глазами и глазами их родителей?
Снимки, документирующие обычный день в центре «Другая сторона» были раскрашены детьми, которые изображены на этих фотографиях.

-3

Один день в центре

Занятия в центре — это большое путешествие детей через мир новых зрительных, тактильных ощущений и общения друг с другом. Пространства, которые здесь есть — немного сказочные: соляная пещера, интерактивный скалодром с проекциями, интерактивная песочница с космосом внутри. В каждой комнате лежат "сенсомоторные коробки" — емкости с фасолью или другими мелкими предметами внутри.

В центре дети могут находиться весь день — это очень облегчает жизнь родителям. Педагоги обучают детей разным дисциплинам — от физкультуры до рисования или подготовки к школе.

«Спасает любовь и сила родителей»

«Я никогда не думала, что мой ребёнок может быть особенным. Мне было очень сложно принять это», — рассказывает Елена, мама 7-летнего Богдана.

У Богдана было трудное детство: жизнь в тяжелой семейной обстановке, постоянные крики, резкие движения, скандалы.
Когда все дети уже начали разговаривать, он не мог произнести ни слова. Елене казалось, что это происходит из-за страха и обстановки в семье, поэтому поход к специалисту откладывался раз за разом. В какой-то момент стало понятно, что у Богдана — задержка в развитии, и это единственная настоящая причина того, почему он до сих пор не начал говорить.

-5

Елена рассказала о том, что было очень сложно пройти через состояние отрицания. «Я не могла признать то, что он “не такой“» — было тяжело собраться с силами и перестать игнорировать проблему.
Сейчас Богдан посещает центр «Другая сторона», в котором педагоги помогли ему начать строить коммуникацию и готовиться к жизни среди других детей — он уже научился свободно разговаривать и теперь готовится к школе.

Чем раньше родители найдут в себе силы признать, принять и начать действовать, тем больше шансов помочь ребёнку стать уверенной частью большого мира. Сотрудники центра утверждают, что важно начать коррекцию как можно раньше — так есть все шансы получить ощутимые результаты и помочь ребенку адаптироваться к жизни.

Елена поделилась, что самым важным и придающим уверенность фактором оказалось коммьюнити других родителей вокруг — людей, которые любят своих детей безусловно и готовы справляться со страхом.
«Главное, что я поняла — спасает любовь и сила родителей».

-6