Сам граф к горячительным напиткам был равнодушен, употребляя их очень умеренно. Неприхотлив он был и в еде.
Своих гостей Алексей Андреевич тоже кормил не на убой. Служивший в военных поселениях Егор Фёдорович фон Брадке писал: «Обеденный стол графа был весьма хорош, но порции не должны были превышать известной меры; так, например, куски жареного или котлеты были определены по числу гостей, и горе тому, кто возьмёт две котлеты: он мог рассчитывать на долгое преследование со стороны графа».
В том же духе высказался и доктор Иван Исаакович Европеус: «В домашнем быту граф был необыкновенно мелочен и аккуратен; всё у него делалось по часам, он любил порядок и чистоту, особенно же пыли нигде терпеть не мог. Он был более скуп, нежели даже следовало бы при его средствах, ибо часто вместо свежего жаркого подавали солёную телятину, а вместо пирожного – гречневую кашу с сахаром; рюмки же для вина были чисто гомеопатические, и не каждый из обедающих удостаивался получить рюмку вина или ликёру; зато на званом обеде существовала роскошь русского магната: все подавалось на серебре или лучшем китайском фарфоре, вино отличное, редкое, равно и фрукты».
И всё же граф держал весьма внушительные запасы вина, которым вёл строгий учёт. Известно, например, что в 1817 году с предыдущего в его петербургском доме оставалось 1728 1/2 бутылок вина, в 1817 году прибыло ещё 1218 бутылок, израсходовано за год было 485 бутылок. К 1818 году оставались 2462 бутылки. В 1831 году для усадьбы в Грузино куплено было вин на 361 рубль: 1/2 оксгофта (более 100 литров) старого сотерна, анкерок (бочонок) муската и 12 бутылок малаги. Также из Петербурга выписывалось пиво.
Другие материалы читайте в группе Вконтакте: https://vk.com/historynov
По вопросам проведения "живых" экскурсий по Великому Новгороду и области пишите там же или в телеграме: https://t.me/novhist