Канон, это правила, которые можно разделить на 3 группы. Одна группа правил относится к образу жизни иконописца. Правила сформулированы Святой Православной Церковью в лице Поместного Стоглавого Собора Русской Церкви 1551г. (43 гл.). «Иконописцу должно быть смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещаться, и исповедываться, и по их наставлению и учению жити в посте, молитве и воздержании со смирением».
Другая группа связана с содержанием и образно символическим языком иконы. В основе правил лежит понятие о богослужебной принадлежности икон. Икона является частью богослужебной жизни Церкви. Святые Образы икон связаны с Церковными Праздниками, чествованиями, молитвословиями. Икона неотемлемая часть богослужения. Содержание иконы и вся символика тщательно сформирована на основе догматов Святой Православной Церкви. Правила строги и не терпят вольных интерпретаций и вымыслов со стороны художников.
Третья группа правил связана с принципами использования художественных средств. Эту группу правил можно назвать секретами мастерства. Основным принципом данной группы является понятие об использовании художественных средств выразительности. Правила отражают порядок формирования изображения на основе закономерностей бытия. Икона обобщенно изображает человека преображенного святого. Поэтому все основные соотношения человеческого облика передаются без искажения и уродства, но с некоторым видоизменением передающим впечатление о духовном состоянии и характере Святого. В видимой природе бытия наблюдаются закономерности, выраженные в облике и развитии всего живого. Но еще больше закономерностей не видимых, которые связывают жизнь воедино. Множество таинственных принципов Божественного творчества иконописец использует для воссоздания Святого Образа. Икона особым художественным языком и видом отражает реализм видимых и невидимых взаимосвязей бытия уподобляясь в некоторой степени творчеству Божественному.