Найти тему
Михаил PRO

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: проблема противоречий и сохранения ценностей

Настоящая статья была написана в 2019 году. Цель статьи была показать риски, которые могут быть порождены современной цифровой цивилизацией. Статья была написана для журнала Курской духовной семинарии "SEMINARIUM". Вот ссылка на оригинал: https://elibrary.ru/item.asp?id=44212929

Обложка журнала
Обложка журнала

Цифровизация, как термин, всё чаще используется не только в сфере информационных технологий, но и в повседневной жизни. Принято считать, что термин "цифровая экономика" появился только в 1990-х годах. А за последние 30 лет основные характеристики цифрового общества не знает разве что самый маленький ребенок. Наш современный мир со всеми его гаджетами, соцсетями, 3D-принтерами, видеообщением и дистанционной торговлей через интернет оказался на пороге новой реальности. В наши дни процесс цифровизации охватывает практически все отрасли экономики: это образование и медицина, энергетика и строительство, транспорт и связь, промышленность и торговля и т.д.

Титул статьи в журнале
Титул статьи в журнале

Одним из важнейших гуманитарных последствий цифровизации является нарастание конкуренции между человеком и "машиной". Это противостояние человека и "машины" наиболее очевидно в трудовых отношениях. Вопрос занятости в целом в условиях цифровой экономики становится наиболее актуальным. Уже сегодня можно наблюдать, как медленно, но все – таки исчезают такие профессии, как бухгалтер, юрист, экономист, возрастает востребованность специалистов IT сферы, инженеров и т.д. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие 10-20 лет исчезнут около 50% профессий… Доклад The Future of Jobs Всемирного экономического форума указывает, что до 2020 г. автоматизация уничтожит 5 млн. рабочих мест, и это только начало. Еще одним заменителем некоторых профессий может стать робот[1]. Очевидно, что в результате возможен всплеск безработицы.

Первый разворот статьи в журнале.
Первый разворот статьи в журнале.

В данном вопросе важно понимать роль труда в жизни человека. С христианской точки зрения труд несет в себе два элемента. Первое и наиболее ценное "это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа"[2]. Второй аспект труда как "способ добывания средств к жизни" возникает после грехопадения. Необходимость ежедневного труда прямо фиксируется в четвертой заповеди Декалога[3]. "…Шесть дней работай и делай всякие дела твои…" (Исх. 20, 9). В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви прямо отмечается, что "Этим повелением Творца процесс человеческого труда соотносится с божественным творчеством, положившим начало мирозданию".

В результате как добровольной праздности или недобровольной безработицы, человек не только теряет часть средств для жизни (экономический аспект), но более важно, рискует извратить в себе образ Божий (нравственный аспект).

Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347- 407).
Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347- 407).

Свт. Иоанн Златоуст прямо говорит, что "…жизнь наша сопряжена с трудами, так как без трудов мы обыкновенно развращаемся. Природа наша не может бездействовать, а иначе легко преклоняется ко злу"[4]. Этот тезис известен еще со времен Ветхого Завета: "употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности, ибо праздность научила многому худому" (Сир. 33, 28). А потому, в Пространном катехизисе митр. Филарет (Дроздов) отмечает: "Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в будни не работает, а занимается бездельем и пустым времяпрепровождением"[5].

Святитель Филарет Московский (Дроздов) (1782-1867).
Святитель Филарет Московский (Дроздов) (1782-1867).

Несомненно, праздный образ жизни ставит человека на краю нравственной пропасти, потенциального или реального греха, "вольного или невольного". Так, например, специалистами отмечается наличие прямой зависимости уровня безработицы и преступности. В 2014 году, удельный вес осужденных, не имевших постоянного места работы, в общей массе безработных многократно превышал (в 30,6 раза) удельный вес осужденных, имевших работу на момент осуждения, в общей массе работающих[6].

Альфред Маршалл (1842-1924)
Альфред Маршалл (1842-1924)

Не случайно, известный экономист нач. ХХ в. Альфред Маршалл писал, что "условия крайней нищеты могут убить в человеке лучшие качества", а "исследование причин бедности есть исследование причин деградации" человечества. Однако, это только вершина айсберга, т.к. множество грехов не считается правонарушением, а потому не подвергается статистическому анализу.

Нравственное значение труда трудно переоценить. С позиции Православной Церкви труд есть "школа общественной справедливости" – так писал св. Климент Александрийский. Не случайно носители особой трудовой дисциплины всегда были насельники монастырей. Несмотря на то, что задачи монастырей лежат в первую очередь в духовной плоскости, труду всегда придается особое значение. В частности в "Положении о монастырях и монашествующих" принятом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 2017 года, отмечается, что телесный труд относится к мерам духовного воспитания (см. п. 7.5). Разумное отношение к труду содействует духовному росту человека. В качестве подтверждения данного тезиса в "Положении…" приводятся слова преп. Нила Сорского: "Кто делит свое время между рукоделием и молитвою, тот тело укрощает трудом, а душу, которая, трудясь вместе с телом, вожделевает наконец отдохновения, располагает чрез то к молитве, как к делу более легкому, и приводит к ней усердною и с живыми силами" [7]. Таким образом, труд, с одной стороны, через утомление минимизирует вероятность греха, а с другой стороны, способен возбудить человека помышлять "о горнем" (Кол. 3, 2)[8].

Развитие технологий искусственного интеллекта не только вошло в область трудовых отношений, но и вторгается в иные сферы жизни, и даже покушается на саму жизнь, в частности на процесс зарождения жизни. Важно помнить, что вопрос жизни (рождения) и смерти, относится к исключительной компетенции Промысла Божия. Сегодня, человечество, использует технологический прогресс, переходя границы дозволенного. Так в "Основах социальной концепции…" отмечается, что такие способы деторождения как донорство половых клеток, суррогатное материнство или разновидности экстракорпорального оплодотворения недопустимы. "Употребление этих репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности". Фактически, прибегая к таким плодам новых технологий, человек вновь соблазняется словами змия "будете, как боги". С другой стороны, владелец технологии вступает на путь греха лишь потому, что данный вид предпринимательской деятельности является высокодоходным.

Православная Церковь озабочена экологической проблемой, которая также возникла в результате ускорения темпов развития науки и техники, цифровизации различных отраслей промышленного производства, которое происходит на фоне невиданного и неоправданного роста общественного потребления. Естественно, что и здесь корнем проблемы является необоснованная максимизация доходов. Таких примеров множество. И везде мы видим противостояние человека и технологии, человека и "машины".

Но вернемся к поставленной проблеме. Главным фактором "за" в вопросе цифровизации, является экономическая эффективность. Действительно, работа, в которой содержится шаблонный компонент, сегодня активно подвергается автоматизации, что положительно сказывается на сокращении издержек и соответственно росте прибыли фирмы. Сверхприбыль позволяет не замечать нравственные ориентиры, и переходить границы дозволенного.

Адам Смит (1723-1790)
Адам Смит (1723-1790)

Еще в XVIII в. великий шотландский экономист Адам Смит отмечал, что "каждый человек старается найти наиболее выгодное приложение своему капиталу"[9]. Эта мысль с успехом перешла и в современные учебники по экономике, претерпев лишь внешние изменения[10]. Таким образом, одним из мотивов цифровизации, как это не банально прозвучит, является максимизация прибыли. Однако, эта жажда прибыли, часто перерастает в сугубо корыстный интерес.

Вместе с тем, сегодня в западной экономической науке, корысть не всегда воспринимается мотив к максимизации доходов, но рассматривается как последствие жизни человека в условиях рынка, может рассматриваться в качестве отрицательного внешнего эффекта[11]. Современный американский экономист Чарльз Э. Линдблом (1921-2018) отмечал, что рыночная система сама по себе жестокая система, и более того сама является колыбелью греха[12].

Но в таком случае возникает вопрос: «Что еще, помимо прибыли может стать мотивом хозяйственной жизни человека?» Это чувство меры. К сожалению, следует признать, что категория "меры" сегодня не входит в круг экономических понятий. Со студенческой скамьи мы помним, что главный мотив потребителя – максимизация полезности, а фирмы – максимизация прибыли. Однако, категория "меры" все-таки в науке прикровенно присутствует, напоминая о себе в законах убывающей предельной полезности и убывающей предельной производительности (отдачи), или отрицательном эффекте масштаба производства.

Таким образом, в человеке должно быть непрестанное чувство меры: меры богатства и меры потребления. Подтвердим же наш вывод словами древнегреческого философа Платона, который кстати сказать, чаще других называл Бога СУЩИМ в своих философских рассуждениях[13], и потому был назван «христианином» до Христа[14]. Когда люди пускаются в бесконечное стяжательство, переходя границу необходимого - возникает желание чужого, что может привести к войне (причем как в масштабах государства, так и на межличностном уровне). Кроме того корыстью по Платону ослепляется мудрость, которая как нам кажется, является внешним проявлением совести в человеке. Совесть есть высшее действие души; совесть есть голос Бога в человеке, который вновь и вновь в момент выбора, напоминает нам нравственный закон.

Итак, мы пришли к тому, что в человеке должно быть чувство меры. Справедливо заметить, что это чувство сугубо индивидуально и субъективно. Во-вторых, в рыночной системе богатство рискует стать (и часто даже становится) целью человеческой деятельности или даже целью всей жизни. На самом же деле богатство есть не более чем средство к достойному проживанию человека на земле, причем не только физически, но и нравственно.

Ф.М. Достоевский (1821-1881). Портрет В. Перова.
Ф.М. Достоевский (1821-1881). Портрет В. Перова.

Причина такой непродуктивной смене ценностей совершенно замечательно описана Ф.М. Достоевским в романе "Братья Карамазовы". Вот она: "Раз человечество отречется поголовно от Бога …, то само собою, без антропофагии, падет всё прежнее мировоззрение и, главное, вся прежняя нравственность, и наступит всё новое. Люди совокупятся, чтобы взять от жизни всё, что она может дать, но непременно для счастья и радости в одном только здешнем мире"[15]. Главная мысль этого высказывания: без Бога «всё дозволено». Таким образом, соглашаясь с писателем-философом, отметим, что катализатором отрицательных последствий цифровизации является секуляризация общественного сознания. Церковь же предостерегает человека от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается «заботами, богатством и наслаждениями житейскими» (Лк.8, 14). Богатство есть средство в жизни, а не цель. Одним словом, как выразился выше упоминаемый нами американский экономист Чарльз Линдблом: "Думайте об обществе, а не об экономике"[16]. Если перефразировать данную мысль, то получится примерно следующее: думайте о человеке, а не о выгоде.

В заключение приведем слова главы Сбербанка Г.О. Грефа: "Искусственный интеллект это лопата, высокоинтеллектуальная современная лопата… Эра искусственного интеллекта - это эра свободного человека"[17].

Превращение камней в нефть и виртуальный Греф: искусственный интеллект на службе государства

Таким образом, цифра - есть лишь средство, инструмент, который может быть использован в совершенно различных целях. Однако, цифра обладает одной специфической чертой - она размывает границу, когда ее использование переходит из дозволенного в сферу запретного. Экономическая эффективность несомненно является положительным аргументом, но последствия снижения занятости, могут стать катализатором греха. В Основах социальной концепции отмечается, что "по мере секуляризации… охрана свободы личности трансформировалась в защиту своеволия". Современная секулярная "эра свободного человека" рискует стать той нравственной пропастью, в которую человечество уже не раз заглядывало.

И.А. Бунин (1870-1953).
И.А. Бунин (1870-1953).

Вспоминается ответ И.А. Бунина на библейские слова искушения, написанный в книге "Окаянные дни": "«Вкусите – и станете как боги…» Не раз вкушали – и все напрасно".

[1] Цит. по: Шатило Ю.Е., Копкова Е.С. Занятость и безработица в условиях цифровой экономики // Теория. Практика. Инновации. 2017. № 10 (22). С. 70.

[2] Основы социальной концепции РПЦ. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 2018.С. 47.

[3] Там же. С. 48.

[4] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/35 (дата обращения 15.11.2019)

[5] Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2002. С. 91.

[6] См.: Бытко С.Ю. Безработица - локомотив преступности в России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 2(24). С. 41-45.

[7] Нил Синайский, прп. Аскетические наставления преподобного Нила Синайского 1. 153 главы о молитве. 165 // Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 227–228.

[8] См.: Положение о монастырях и монашествующих. Сергиев Посад, 2018. С. 41, 47-50.

[9] Смит А. Исследование о причинах богатства народов. М, 1962. [Электронный ресурс]. URL: https://e-libra.ru/read/179321-issledovanie-o-prirode-i-prichinah-bogatstva-narodov.html

[10] Экономическая теория: пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.: Интерпрессервис, 2001. С. 69.

[11] Линдблом Ч.Э. Рыночная система: Что это такое, как она работает и что с ней делать. М., 2010. С. 227.

[12] См. там же. С. 129.

[13] См.: Голубинский Ф.А. Лекции по философии, умозрительному богословию, умозрительной психологии. СПб., 2006. С. 428.

[14] Климент Александрийский, свт. Строматы: в 3 т. СПб, 2003. Т. I. С. 166

[15] Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.: ЭКСМО, 2003. С. 669.

[16] См. там же. - С. 318.

[17] Превращение камней в нефть и виртуальный Греф: искусственный интеллект на службе государства [Электронный ресурс]. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3208217&cid=7