Найти тему
Время Романовых

Пропавшая экспедиция Брусилова.

Предыдущая статья была посвящена исчезновению экспедиции геолога Владимира Русанова, подробности которого имеют лишь предположения, но так и остались невыясненными. По удивительному стечению обстоятельств параллельно с поисками той команды шли спасательные операции двух других затерянных экспедиций. Возможно, именно из-за этого не удалось сосредоточиться на чем-то одном и более детально углубиться в спасение? Так или иначе, все три экспедиции остались затерянными и получили статус загадочно исчезнувших. И сегодня мы поговорим об одна из них, проходившей под руководством Георгия Брусилова.

Георгий Брусилов родился в 1884 году в городе Николаев в известной офицерской семье. Его отец дослужился до звания вице-адмирала, а дядя был известнейшим генералом, совершившим в дальнейшем тот самый «Брусиловский прорыв». Все располагало к тому, чтобы юный Юра (в семье Георгия звали именно так) тоже пошел по военному пути. Так что не удивительно, что молодой человек пошел учиться в Морской кадетский корпус и получил чин мичмана.

Затем молодой морской офицер проявил себя во время русско-японской войны, служил на миноносце и крейсере «Богатырь».

Ему едва исполнилось 28 лет на тот момент, когда в 1912 году уже в звании лейтенанта флота Георгий Брусилов организовал экспедицию для исследования неизвестных земель в Арктике, хотя официально целью стал зверобойный промысел. Он намеревался пройти на небольшом судне по Северному морскому пути из Атлантического в Тихий океан.

Экспедиционное судно вышло из Санкт-Петербурга и обогнуло Скандинавский полуостров. Судно было названо в честь основного инвестора экспедиции, Анны Брусиловой (жены его дяди, московского землевладельца Бориса Брусилова). Данная экспедиция была приурочена к трехсотлетию дома Романовых и должна была возвеличить императорскую династию и всю империю. На борт судна даже поднималась мать императора Николая II Мария Федоровна.

В скором времени «Святая Анна» была зажата льдами у западного побережья Ямала. Сильный южный ветер начал уносить ледовое поле с вмёрзшим судном. Это был самый длительный в истории российских арктических исследований дрейф – 1575 километров за полтора года.

Попытки пропилить в ледяном поле канал не удались и судну пришлось готовиться ко второй зимовке. Несмотря на удачную охоту, стала ощущаться нехватка продуктов и топлива. План экспедиции Брусилова не предполагал пеших походов, и всё оборудование и снаряжение пешей группы — семь байдарок, закреплённых на санях и меховая одежда — было самодельным, причем из-за отсутствия опыта не самого лучшего качества. Питание состояло из сухарей и не соответствовало уровню физических нагрузок команды. Усиливались разногласия среди экипажа. В сентябре 1913 года произошёл конфликт между Брусиловым и Альбановым, после которого Альбанов сложил с себя полномочия штурмана.

К началу 1914 года шхуну вынесло севернее Земли Франца-Иосифа. Альбанов вместе с 13 членами команды отправился пешком к обитаемой земле. На судне осталось 10 членов экипажа. Через некоторое время матросы Пономарёв, Шабатура и Шахнин сочли путь непосильным и вернулись обратно, большая часть из отряда по пути погибли или пропали без вести. Дойти до Земли Франца-Иосифа удалось только Альбанову и матросу Конраду.

-2

До сих пор остается загадкой, по какой причине Брусилов отказался покинуть борт «Святой Анны», как и другие моряки и судовой врач. Возможно, Брусилов боялся разочаровать родственников, которые финансировали экспедицию.

После ухода группы Альбанова оставшиеся запасы продовольствия на судне оценивались как достаточные на срок до середины 1915 года.

Проводимые Альбановым по пути астрономические наблюдения показали, что полярников вместе со льдом уносит в сторону, обратную от цели.

Судьба оставшихся на «Святой Анне» членов экспедиции неизвестна. 2 года длились поиски, так и не обнаружившие их следов. В сентябре 1915 года все спасательные экспедиции вернулись в Архангельск, и поиски были прекращены.

О причинах исчезновения судна выдвигалось несколько гипотез: случайный пожар, цинга, потопление германскими субмаринами в ходе битвы за Атлантику, зимний шторм. Но ни одна из версий не получила достаточного подтверждения.

Поскольку в этой части Карского моря до этого не плавало ни одного судна, собранные экипажем материалы были доставлены на материк Альбановым. Они позволили систематизировать сведения о течениях и определить границы материковой отмели.

В 1919 году Альбанов пытался убедить адмирала Колчака организовать новую поисковую экспедицию, но не преуспел в этом и вскоре сам погиб при невыясненных обстоятельствах.

В 2010 году была организована очередная поисковая экспедиция, были найдены человеческие останки и предметы, предположительно принадлежавшие пропавшей части группы Альбанова. Также были найдены остатки дневников, благодаря хорошему состоянию которых даже удалось прочитать о буднях команды во время дрейфа. Стало понятно, что речь идет о «Святой Анне», так как в тексте было прямое упоминание названия. Помимо этого описывались сцены охоты на медведей, болезнь капитана, и — по дням — температура воздуха и глубина океана. Упоминались фамилии Брусилова, Луняева, штурмана Альбанова. Хуже сохранившаяся часть дневников была передана на реставрацию. Было установлен автор дневника - машинист Владимир Губанов. 

Найденные останки человека предположительно принадлежаь стюарду «Святой Анны» Яну Регальду. Однако окончательного ответа не дала даже экспертиза ДНК.

Этот регион и по сей день изучен крайне мало, и для возможных поисков останков шхуны и экипажа требуется хорошо подготовленная и снаряженная экспедиция.