Найти в Дзене
Андрей ХЕТ

История Новосибирского метро

История и статистика Новосибирский метрополитен является самым восточным в России. Он запущен 7 января 1986 года. После запуска Новосибирский метрополитен стал первым и единственным за Уралом и в Сибири, а также четвёртым в России и одиннадцатым в СССР. Датой начала строительства считается 12 мая 1979 года, когда состоялся торжественный митинг (в районе будущей станции «Октябрьская»), посвящённый началу возведения метрополитена, в ходе которого была забита первая свая. С начала 1980 года начались работы по первому участку Дзержинской линии, включавшему две станции: «Вокзальная» (ныне «Площадь Гарина-Михайловского») и «Нарымская» (ныне «Сибирская»). В 1983 году за одну смену туннелепроходчики построили 3,86 метра тоннеля от «Спортивной» в сторону «Студенческой», установив рекорд того времени. В следующем году он был побит — было пройдено четыре метра за смену. После проверки 7 января 1986 года, метрополитен официально открывает свои двери для пассажиров. 31 декабря 1987 года в торжеств
Оглавление

История и статистика

Новосибирский метрополитен является самым восточным в России. Он запущен 7 января 1986 года. После запуска Новосибирский метрополитен стал первым и единственным за Уралом и в Сибири, а также четвёртым в России и одиннадцатым в СССР.

Логотип Новосибирского метрополитена
Логотип Новосибирского метрополитена
  • Число веток метро - 2
  • Число станций - 13

Датой начала строительства считается 12 мая 1979 года, когда состоялся торжественный митинг (в районе будущей станции «Октябрьская»), посвящённый началу возведения метрополитена, в ходе которого была забита первая свая. С начала 1980 года начались работы по первому участку Дзержинской линии, включавшему две станции: «Вокзальная» (ныне «Площадь Гарина-Михайловского») и «Нарымская» (ныне «Сибирская»). В 1983 году за одну смену туннелепроходчики построили 3,86 метра тоннеля от «Спортивной» в сторону «Студенческой», установив рекорд того времени. В следующем году он был побит — было пройдено четыре метра за смену.

После проверки 7 января 1986 года, метрополитен официально открывает свои двери для пассажиров. 31 декабря 1987 года в торжественной обстановке запущен первый участок Дзержинской линии из двух станций — «Сибирской» и «Площадь Гарина-Михайловского». 26 июля 1991 года принимается в эксплуатацию станция «Площадь Маркса», а 2 апреля 1992 года — станции «Гагаринская» и «Заельцовская». А следующая станция — «Маршала Покрышкина» была введена в эксплуатацию только 28 декабря 2000 года.

Схема Новосибирского метрополитена
Схема Новосибирского метрополитена

Следующая же станция, «Берёзовая роща», появилась только ещё через 5 лет, к 25 июня 2005 года. 7 октября 2010 года открыли станцию «Золотая Нива», и 26 октября она была закрыта по решению суда на 30 суток в связи с конструкционными проблемами. Инициатива по закрытию станции принадлежала Ростехнадзору. Станция с самого начала была открыта в усечённом виде — с одним перегонным тоннелем, правым. Повторно станцию открыли только 9 февраля 2011 года. Второй перегонный тоннель между станциями «Берёзовая роща» и «Золотая Нива» начнут рыть только в случае продления Дзержинской линии.

Новосибирский метромост

Новосибирский метромост через Обь, длина которого вместе с береговыми эстакадами составляет 2145 метров (из них 968 метров — русловая часть). Он является самым длинным метромостом в мире. Строительство моста было продиктовано серьёзной транспортной проблемой Новосибирска, заключающейся в связи левого и правого берегов Оби. Изначально рассматривалось два варианта — подводный тоннель, либо метромост.

Метромост через р. Обь. Новосибирск
Метромост через р. Обь. Новосибирск

Предпочтение было отдано строительству мостового перехода, поскольку этот проект оказался более дешёвым. Проект метромоста был разработан ленинградскими специалистами из Ленгипротрансмоста (ныне ОАО «Трансмост») в 1978 году. Сооружение моста продолжалось ровно пять лет — с февраля 1980 года по февраль 1985 года.

Планируемые и строящиеся станции

1. Спортивная(строящаяся) В преддверии Молодёжного чемпионата по хоккею 2023 года(который должен был проходить в Новосибирске и в Омске) совместно с началом строительства нового Ледового дворца спорта вблизи недостроенной станции Спортивная, было принято решение о её возведении. Она должна расположиться на эстакаде метромоста между станциями Студенческая и Речной вокзал в левобережной части города и иметь береговые платформы, а также быть закрытого типа. В августе 2019 года были начаты работа по расчищению площадки под станцию, а в декабре того же года было начато само строительство. Станцию планируют сдать в августе 2022 года совместно с новым ЛДС.

Строительства станции «Спортивная»
Строительства станции «Спортивная»

2. Волочаевская

Это планируемая конечная станция Дзержинской линии Новосибирского метрополитена наземного типа с двухпутной соединительной веткой длиной 1,21 км. Предполагаемая дата открытия - 2025 год.

Проект станции «Волочаевская»
Проект станции «Волочаевская»

3. Гусинобродская

Это планируемая станция Дзержинской линии Новосибирского метрополитена, которая будет расположена между действующей станцией «Золотая Нива» и планируемой «Волочаевской». Предполагаемая дата открытия - 2025 год.

Проект станции «Гусинобродская»
Проект станции «Гусинобродская»

4. Площадь Станиславского

Это проектируемая станция Ленинской линии Новосибирского метрополитена. Станция «Площадь Станиславского» запроектирована под центром одноимённой площади. Она будет являться девятой станцией Ленинской линии, продолжая её на запад вдоль улицы Титова.

Проект станции «Площадь Станиславского»
Проект станции «Площадь Станиславского»

Интересный факт:

По совокупности климатических условий Новосибирский метрополитен претендует на звание самого экстремального в мире, так как среднегодовая изотерма в месте его географического расположения может опускаться ниже нуля.

Значок со времён Советского Союза
Значок со времён Советского Союза

Завершающая статистика:

  • 1 место в мире по длине метромоста
  • 3 место в России по количеству пассажиров
  • 4 место в России по числу станций
  • 2 145 метров длина крытого метромоста
  • 75 млн. перевезенных пассажиров за 2021 год
  • 104 вагона подвижной состав
  • 206 тыс. среднесуточная перевозка пассажиров