В 1968 году в прокат СССР вышло аж два фильма про разведчиков. Это был "Мертвый сезон" (статью о нем вы сможете прочитать тут) и "#Ошибка резидента Правда если первый был посвящен работе #КГБ за рубежом, то второй рассказывал о поимке и перевербовке западного агента. Интересно, что в основу сценариев обоих фильмов были положены реальные истории. Так в "Мертвом сезоне" прототипом был разведчик Конон Молодый, и материалы были предоставлены непосредственно его руководством. С квадрологией фильмов про Резидента Тульева еще занятнее. Там сценаристом выступил сотрудник разведки Владимир Петроченков, позывной оперативный псевдоним "Владимир Востоков". А вот соавтором в написании был некий Олег Шмелев. Так вот в реальной жизни такого человека просто не существовало. Настоящие имя и фамилия Олег Грибанов, генерал-лейтенант КГБ. Так что за достоверность сценария можно было ручаться. Ведь его написали действующий и бывший сотрудники разведки.
Интересно, что на роль главных героев были приглашены Георгий Жженов и Михаил Ножкин. Так вот первый успел уже отсидеть лагерях два раза, по 58 статье аж 17 лет, а второго буквально перед началом съемок уволили из Москонцерта за не патриотичный репертуар его песен. Интересная пара, не правда ли?
Еще один интересный режиссерский ход. В фильме нет музыки. Так начальные титры идут на фоне шума вокзала. Хотя сам Михаил Ножкин поет две песни под гитару, причем собственного сочинения. Его же произведения идут фоном в картине несколько раз. Впрочем давайте по порядку.
#Агент западной разведки Михаил Тульев, позывной "Надежда", пребывает в СССР в самом начале 60-х годов. Его задача восстановить агентурную сеть и завербовать новых агентов. Хотя об этом мы узнаем из анонимной депеши поступившей в КГБ. Первые кадры показывают нам зал ожидания железнодорожного вокзала. По которому ходит молодой человек. Лишь в поезде мы видим главных героев вместе. Там и происходит их встреча. Правда молодой человек оказывается обыкновенно вором, он крадет чемодан у пожилой супружеской пары. В отделении милиции мы узнаем и имя Жженова, Михаил Александрович Зароков. Который пребывая в некий город N начинает бурную деятельность. И первым делом идет в гости к Яну Евгеньевичу Дембовичу и устраивается работать в таксопарк. Именно тут появляются в фильме первые автомобили. Это конечно же #М-21 Волга в комплектации "Т" - такси.
Чем отличались эти машины от обычных Волг я расскажу чуть позднее, когда нам покажут салон автомобиля. Ну а шпион Тульев для большей достоверности легенды знакомится в таксопарке с диспетчером Марией Николаевной(Элла Шашкова) и решает завязать с ней отношения.
После того как он ведет девушку на ипподром и рассказывает о фиктивном выигрыше пара отправляется в ресторан. И когда Михаил провожает Марию домой, то мы вновь видим 21-ю Волгу.
А вот потом мы видим эпизод с участковым милиционером. Чем он примечателен? Особенно для людей не живших в СССР? Первым делом милиционер проверяет наличие временно прописки у постояльца. Действительно в Советском Союзе действовали зоны паспортного режима, причем в них оказалось больше трехсот городов. И чем строже был паспортный режим, тем меньше категорий людей могли получить там прописку. И вот это довольно странно. Смотрите, Тульев рассчитывает получить пробы воды и почвы, как считает его западное руководство, у спецзавода производящего производящего ядерное вооружение. Ну тогда, по идее город в который приехал резидент должен быть закрытым, да еще и со 100-а километровой зоной отчуждения. И там все было гораздо строже, чем даже в городах 1-й категории (а это столицы республик и крупные города страны), не получил бы Тульев прописку и в городе 2-й категории (туда входили областные центры). Никто и никогда не смог бы без приглашения ВУЗа или предприятия получить там прописку. Но тогда выходит город N в который приезжает агент был совсем небольшим и к оборонному комплексу никакого отношения не имел.
Когда участковый сообщает мнимому Михаилу Зарокову, что у того нашлась в Ленинграде сестра. Тот вспоминает как готовили его легенду. А именно свою встречу с настоящем Михаилом в немецком концентрационном лагере.
И вот мы опять попадаем в город где проживает Резидент. И снова все те же Волги М-21 Т. в сервисе таксопарка.
Пытаясь выйти на "спящего" агента оставленного на территории СССР Лазарева которого в действительности зовут Михаил Круг(Вадим Захарченко) Дембович как бы случайно встречается с тем. И вот тут мы видим сразу несколько автомобилей. Во-первых, это Волга М-22 универсал. Учитывая тот факт, что автомобили эти не продавались частным лицам, а Круг работает киномехаником, то можно сделать вывод, что это принадлежащая государственному учреждению машина.
Когда Круг/Лазарев проходит чуть дальше, то в кадре появляется внедорожник #ГАЗ-69А Это хорошо видно по характерно скошенному брезентовому верху, у модели ГАЗ-69 он был квадратным. Да и дверей в этой версии было четыре.
А вот и машина Круга/Лазарева. Это #УАЗ серии 450 или 451, но однозначно с приставкой "Д". Поскольку "головастик", а именно так прозвали этот автомобиль, имеет бортовой открытый кузов.
Кстати там происходит занятный разговор водителей. Один спрашивает другого не богат ли тот нигролом? Водитель показывает пол-литровую бутыль и его коллега с сожалением замечает - ну это капля в море. Лишнее подтверждения так называемого высокого качества отечественных машин. В которых все движущиеся детали нужно было постоянно шприцевать. Причем, желательно, делать это как можно чаще.
Лазарева посылают на курсы повышения квалификации и тот не может выполнить задание, а именно убить сестру мнимого Михаила Зарокова. И тогда Дембович отправляется во Псков, что бы подрядить на это дело другого агента Василия Терентьева(Александр Гречаный). И вот когда Дембович приезжает к нему, на заднем плане мы видим Москвич. Судя по короткому хромированному молдингу на заднем крыле это модель 407.
Когда Терентьев приезжает в Ленинград, то мы можем наблюдать еще одну очень характерную для Союза сцену. На привокзальной площади стоит очередь за такси. Машин нет. Но один пронырливый шофер предлагает всем свою помощь.
И Терентьев соглашается воспользоваться его услугами. И тут мы видим, судя по всему, #автомобиль М-21 третьей серии с хромированной окантовкой стекла.
Когда в город "неожиданно" приезжает "рецидивист" Бекас то на стоянке его перехватываю Резидент. Тут тоже стоят только Волги в комплектации "Т".
И снова действительно переносит нас в таксопарк. И вновь мы видим машины серии "Т". Их легко узнать, на крыше отсутсвует штатная для гражданских машин антенна.
Когда Резидент встречает Марию из отпуска, та побывала в Москве, то мы вновь видим Волги такси.
Но, наверное впервые по ходу фильма нам покажут салон автомобиля.Так чем же отличалась машина для такси от обычной М-21? Дело в том, что у двадцать первой был довольно вместительный салон и большой кузов. Но вот багажник оставлял желать лучшего. Именно поэтому, в связи с кучей жалоб поступающих в таксопарки, руководство автотранспортных предприятий и региональных управлений таксомоторными перевозками обратилось на ГАЗ с просьбой изменить компоновку салона автомобилей-такси. как следствие в 1963 году вместо штатного цельного переднего дивана на «Волги серии "Т" начали устанавливать раздельное сиденье - кресло водителя и складное правое сиденье (страпонтен) для переднего пассажира. Это сидение можно было сложить и поместить туда большой чемодан.
Еще одна деталь характерная для СССР. Видите надпись на будке обувщика: "Подбивка косячков и подковок". Нет, конечно же ничем запрещенным сапожник не торговал. Но вот для повышения износостойкость обуви, а у людей в лучшем случае их было две, три пары на каблук ставилась специальная набойка из металла - подкова. Кстати мимо опять проезжает "головастик" или УАЗ 450/451Д.
Когда Круг и Бекас из-за неожиданного появления пограничников вынуждены бежать за границу. То по прибытии их встречает глава резидентуры. Он приезжает на автомобиле Mercedes-Benz(W111).
Все пошло не по плану. Дембович должен встретить Бекаса. И он терпеливо ожидает того на автостанции. Он еще не знает, что тому пришлось срочно бежать за границу. И тут мы видим. Волгу М-21 и #РАФ-977.
А вот садится Дембович в #автобус ЛАЗ-695Е.
Когда за Резидентом Тульевым начинается погоня сотрудников КГБ, то на улице можно увидеть, помимо уже набивших оскомину Волг и Москвич 407 и РАФ-977Д.
Тульева чувствует слежку. И отправляется в таксопарк поменять автомобиль и попрощаться с Мариной. И тут через салонное стекло припаркованной Волги мы видим #ЗИЛ-130.
А потом и МАЗ-503.
Когда же Тульева пытается сбросить "хвост" но по улице едет трамвай Tatra T-3.
А вот пожарные машины ЗИЛ-157 и трамвай МТВ-82.
Встречается Тульеву и автобус ЗИС-155
А вот когда резидент съезжает с грунтовки, то мы можем видеть ЗИЛ-130, но вот 130-й ли это понять из-за пыли невозможно. Вероятно это мог быть и ЗИЛ-ММЗ-555.
Интересная деталь, полиграф или детектор лжи самый настоящий, это не муляж.
Потом мы видим на даче КГБ все ту же Волгу.
Когда Бекас проведший в германской разведшколе год возвращается в СССР, то он идет к сменившему легенду Тульеву. Теперь тот сотрудник мастерской по ремонту радиотехники. И мы видим грузовой фургон Москвич 433. У него еще цельная третья дверь и мотор от модели 408.
Так же мимо проезжает автобус ПАЗ-652Б.
И еще один автобус ЛАЗ-695Е.
Ну а арестовывать Резидента Тульева приехали сотрудники КГБ на уже знакомой нам Волге М-21.
Нужно заметить, что фильм изначально планировался как многосерийный. И нужно сказать, что создателям это вполне удалось. Сюжет в сериях выстроен на отлично.