Сегодня московское метро - самое крупное в Европе по пассажиропотоку и занимает второе место в мире по этому показателю, входит в десятку самых протяженных метрополитенов, а также занимает первые места по интервалам движения поездов, соблюдению графика и билетным решениям.
Финансирование нового строительства для развития Московского метрополитена осуществляется на основании Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2021-2024 годы.
Для улучшения транспортного потока планируется создать множество новых станций, что сделает передвижение пассажиров гораздо более гибким, создаются новые линии, что делает метро доступным в любой точке Москвы, активно создаются новые депо для обслуживания линий.
Московское центральное кольцо (МЦК) — маршрутная линия железнодорожного пассажирского транспорта в Москве, частично интегрированная с метрополитеном. Представляет собой городскую систему движения электропоездов по основному ходу Малого кольца Московское железной дороги (МК МЖД). РЖД осуществляет перевозки по договору с заказчиком проекта — Московским метрополитеном.
Метрополитен и департамент транспорта Москвы декларируют, что уровень обслуживания пассажиров «полностью соответствует стандартам метро» с точки зрения регулярности движения поездов, организации оплаты проезда и навигации. Всё это создаёт единое с метрополитеном пространство. В связи с этим Московский метрополитен позиционирует МЦК как 14-ю линию, хотя по совокупности характеристик МЦК является скорее «городской электричкой».
Для пассажиров, ежедневно пользующихся подземкой, с открытием МЦК появились дополнительные пересадки, которые позволяют сократить время в пути. Сейчас для пассажиров доступны 23 пересадки с метро на МЦК.
С каждой станции МЦК пассажиры могут пересесть на наземный городской транспорт, для этого с обеих сторон железной дороги организованы удобные подъездные пути, разворотные площадки для автобусов и остановки для пассажиров. В общей сложности 237 маршрутов наземного транспорта останавливаются в 500-метровой близости от станций МЦК.
Новые станции метро будут приспособлены для маломобильных категорий граждан и людей с ограниченными физическими возможностями.
Большая кольцевая линия (сокращённо — БКЛ) — одиннадцатая по официальной нумерации (четырнадцатая по хронологии) линия Московского метрополитена. На линии действует вилочное движение от «Савёловской» до «Делового центра» и «Каховской» с общим участком «Савёловская» — «Хорошёвская».
В Москве каждый день огромное число пассажиров метрополитена едет в центр до Кольцевой линии и дважды делает там пересадку, чтобы доехать до нужной станции, расположенной на соседней радиальной ветке. БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии. Таким образом, новое кольцо метро сэкономит 30 минут на каждой поездке.
На этой линии будет ходить новый подвижной состав, комфортабельный для пассажиров
Со станций БКЛ можно будет сделать:
пересадки на 20 станций 11 других линий метро;
4 пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК);
6 пересадок на Московские центральные диаметры (МЦД);
11 пересадок на линии железной дороги.
В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиальные линии метро:
Рублёво-Архангельскую линию – на станции «Карамышевская»;
Коммунарскую линию – на «Новаторской»;
Бирюлёвскуюлинию – на «Кленовом бульваре».
Развитие Большой Кольцевой линии на данный момент самый масштабный проект Московского метрополитена, а БКЛ самая масштабная кольцевая линия в мире.
БКЛ строят и запускают участками. Полностью метрокольцо замкнется в 2022 году.
Первый участок Большого кольца на северо-западе Москвы был открыт в феврале 2018 года. Здесь разместилось пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк».
Открытие первых пяти станций Большого кольца улучшило транспортную ситуацию в четырех районах столицы – Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский, а также в деловом центре «Москва-Сити».
БКЛ добавит такие станции как: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».
На станции БКЛ создаётся депо “Аминьевское”.
В столице строится новая радиальная линия метро – Троицкая. На ней будет 17 станций. Она пройдет от станции «ЗИЛ» и дойдет до Новой Москвы. Запуск этой ветки положительно скажется и на дорожной сети в районах, примыкающих к новым станциям метро: улучшится транспортная ситуация на юго-западе и юге столицы.
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. До 2025 года планируется запустить участок от станции «ЗИЛ» до «Коммунарки». Здесь будет 11 станций:
«ЗИЛ» + пересадка на будущую Бирюлёвскуюлинию и МЦК;
«Крымская» + пересадка на МЦК;
«Академическая» + пересадка на Калужско-Рижскую линию;
«Вавиловская»;
«Новаторская» + пересадка на Большую кольцевую линию;
«Университет Дружбы Народов»;
«Улица Генерала Тюленева»;
«Тютчевская»;
«Мамыри»;
«Бачуринская»;
«Коммунарка» + пересадка на Сокольническуюлинию.
В период с 2025-го по 2026 год линию продлят до Троицка. Проект планировки этого участка пока находится в проработке.
«Сосенки»;
«Ракитки»;
«Десна»;
«Десёновское»;
«Ватутинки»;
«Троицк».
С вводом новых станций сократится путь между центральными и юго-западными районами Москвы и территориями Новомосковского и Троицкого округов (ТиНАО).
Ожидается, что веткой будут пользоваться около 100 тыс. человек ежедневно. В районе будущей линии проживают более 1 млн человек, а также работают либо учатся еще несколько сотен тысяч человек.
Бирюлевская линия - линия, которая будет расположена в юго-восточной и южной части Москвы.
Новая линия пройдет по территориям семи районов города: Даниловский, НагатинскийЗатон, Москворечье-Сабурово, Печатники, Царицыно, Бирюлёво Восточное и Бирюлёво Западное.
Ветка стартует на территории бывшей промзоны «ЗИЛ», которая сейчас активно реорганизуется. Там будет создана пересадка со станции ЗИЛ Московского центрального кольца (МЦК) на Бирюлёвскуюветку. Также с нее можно будет пересесть на строящуюся Троицкую линию.
В планах реализовать эту линию в 2024 году. Значительно улучшит транспортную доступность района Бирюлево, т.к. метро там в принципе нет. Также планируется постройка Электродеподля обслуживания линии.
На участке длиной 22,2 км разместятся 10 станций с рабочими названиями: «ЗИЛ», «Остров мечты», «Кленовый бульвар», «Батюнино», «Москворечье», «Кавказский бульвар», «6-я Радиальная улица», «Липецкая», «Загорье», «Бирюлёво».
Чтобы попасть из одного конца мегаполиса в другой, в будни зачастую требуется 2 - 3 часа. Единственный способ почти вдвое сократить время в пути - спуститься в метро. На сегодняшний день московский метрополитен - самый быстрый и экологичныйвид общественного транспорта, который осуществляет около 60% всех городских перевозок.
Однако метрополитен уже давно работает в условиях значительной перегрузки: в часы пик она достигает 40%. Ежегодно пассажиропоток увеличивается на 2 - 3%. Такая динамика уже через 5 - 7 лет может привести столичную подземку к транспортному коллапсу, и в первую очередь это относится к станциям Кольцевой линии и центра.
Именно поэтому в Москве принята беспрецедентная по своим масштабам программа строительства метро.