Найти в Дзене
Александр Субачев

Как оформить и представить бизнес-план инвесторам

Здравствуй мой дорогой читатель. Рассмотрев в самых разных статьях наполнение и структуру бизнес-плана, сегодня мы поговорим о том как его надо правильно офрмить и как следует его правильно презентовать потенциальному инвестору. Информация, представленная в бизнес-плане, должна быть емкой, четкой и краткой. Бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ. Бизнес-план должен быть представлен в привлекательной и доступной форме, размножен в достаточном для его рассмотрения количестве экземпляров . Необходимо избегать последовательность описания разделов, рекомендованных в методических указаниях. Особое внимание необходимо уделить правильному и полному заполнению финансовых таблиц, что является одним из обязательных условий для принятия бизнес-плана к рассмотрению. Для того, чтобы представленные в бизнес- плане утверждения были аргументированными и реалистичными, необходимо основываться на цифрах

Здравствуй мой дорогой читатель. Рассмотрев в самых разных статьях наполнение и структуру бизнес-плана, сегодня мы поговорим о том как его надо правильно офрмить и как следует его правильно презентовать потенциальному инвестору.

Использована иллюстрация с сайта:http://formula-uspeh.blogspot.com/p/wwwdaler23pravtv_1.html
Использована иллюстрация с сайта:http://formula-uspeh.blogspot.com/p/wwwdaler23pravtv_1.html

Информация, представленная в бизнес-плане, должна быть емкой, четкой и краткой. Бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ. Бизнес-план должен быть представлен в привлекательной и доступной форме, размножен в достаточном для его рассмотрения количестве экземпляров . Необходимо избегать последовательность описания разделов, рекомендованных в методических указаниях. Особое внимание необходимо уделить правильному и полному заполнению финансовых таблиц, что является одним из обязательных условий для принятия бизнес-плана к рассмотрению. Для того, чтобы представленные в бизнес- плане утверждения были аргументированными и реалистичными, необходимо основываться на цифрах и фактах из надежных источников информации. Язык должен быть простым и понятным, без избытка технических и специальных терминов. Вместе с тем, в финансовой части бизнес-плана следует пользоваться только стандартной терминологией. Текст должен быть отпечатан. Необходимо использовать больше подзаголовков и промежуточных выводов (в тексте их можно выделять подчеркиванием или жирным шрифтом). Каждую главу целесообразно начинать с новой страницы

При оформлении бизнес-плана не следует заполнять страницы большими объемами текста, таблиц и графики, иначе это оттолкнет читателя (например, потенциального инвестора). Поэтому бизнес-план печатается только с одной стороны листа либо через 1,5 интервал, либо небольшими абзацами через 1 интервал, пропуская между ними 1,5–2 интервала. Основной текст лучше сделать 12–14 размера шрифта Times New Roman или Arial. Формат страницы: А4. Заголовки в следует выделить или подчеркнуть. Лучше оформить бизнес-план либо в твердый переплет, либо в специальную папку с пружинками и прозрачной обложкой.

В содержании бизнес-плана необходимо перечислить все пункты бизнес-плана с указанием страниц по тексту. Следует иллюстрировать бизнес-план схемами, графиками, диаграммами и рисунками. Избегайте многословия. Бизнес-план должен быть лаконичным. Не следует выходить за пределы рекомендованного объема разделов бизнес-плана, предложенных в настоящих рекомендациях, а все детали и подтверждающие документы следует перевести в отдельные приложения. К грамотно составленному бизнес-плану применимы два, казалось бы противоположных по своему характеру требования: с одной стороны, бизнес-план должен детальным образом характеризовать и описывать сущность предлагаемого инвестиционного проекта, обосновывать его необходимость и привлекательность для инвестора; с другой стороны, бизнес-план не должен быть слишком подробным и объемным документом, который является сложным для восприятия и анализа со стороны потенциальных инвесторов и партнеров.

Объем бизнес-плана, должен находиться в пределах от 30 до 40 машинописных страниц (формата А4). Это именно тот оптимальный объем, который позволяет максимально детально отразить важные моменты предлагаемого инвестиционного проекта и в котором достаточно легко ориентироваться. Отсюда вытекает другое важное требование к бизнес-плану – его четкая структуризация и наличие удобной системы навигации (системы поиска по документу). Элементами такой системой навигации являются содержание бизнес-плана, в котором следует отразить не только основные разделы, но также и подразделы, а также текстовые прямые и перекрестные ссылки на таблицы, графики и рисунки. Все это делает бизнес-план наиболее удобным для прочтения и быстрого поиска необходимой информации.

Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой деятельности, размером предприятия и целью составления бизнес-плана. Поэтому чем крупнее предприятие, тем сложнее, полнее и обоснованнее будет разработка бизнес-плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему, чем бизнес-план крупного производства.

Презентация бизнес-плана означает специальную форму (процесс) публичного его представления заинтересованным физическим или юридическим лицам с определенной целью. В процессе презентации бизнес-план должен вызвать чувство оптимизма и энтузиазма. Потенциальный инвестор или кредитор в процессе презентации бизнес-плана хочет убедиться в его реалистичности и эффективности. Если в процессе презентации предприниматель будет способным довести до сознания инвесторов (кредиторов) основные цели, свои возможности и конечные результаты, то он может надеяться на финансовую поддержку. Презентация должна четко показать, почему вам необходи­мы запрашиваемые средства. Очень важным моментом процесса презентации бизнес-плана является показ ожидаемых объемов продажи за определенный период. При этом прогнозы должны быть реалистическими. Следующим важным шагом в процессе презентации является объяснение объемов необходимого инвестирования, направлений его использования; обоснование прибыльности вложенного капитала; ударение на возможностях и сроках возвращения ссудных средств. В процессе презентации бизнес-плана предпринимателю обязательно надо довести свое умение предусмотреть все возможные типы и источники возникновения рисков, на которые можно натолкнуться в новом бизнесе. Продолжительность презентации обычно составляет около 20 минут. После этого предприниматель должен быть готов к ответам на вопросы, поскольку самая главная задача презентации бизнес-плана заключается в диалоге с потенциальными инвесторами. Наибольшее внимание инвестора привлекают такие факторы: личные деловые качества предпринимателя, его способности как руководителя; явно выраженная заинтересованность предпринимателя своим бизнесом, желание во что бы то ни стало достичь поставленной цели; состав ведущих менеджеров фирмы, их квалификация, опыт, предыдущие достижения и успехи, сбалансированность знаний и квалификации команды менеджеров в целом.

Процесс презентации бизнес-плана охватывает несколько ключевых моментов:

1) фирма (предприятие, организация) и ее продукция, услуги;

2) рынок, клиенты и конкуренты;

3) маркетинговая стратегия;

4) необходимые объемы начальных инвестиций;

5) команда, которая будет воплощать бизнес-план в жизнь;

6) необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены;

7) условия и сроки возвращения кредиторам и инвесторам вложенных средств.

Процесс презентации бизнес-плана предусматривает также короткий и содержательный рассказ об истории развития предприятия. Надо сделать ударение на успехах компании за последние годы, а также представить короткие сведения относительно технико-технологической базы и организационной структуры предпринимательского проекта.

Характеризуя продукцию, надо подчеркивать те преимущества, которые эта продукция даст потенциальным потребителям, и меньше –технические детали. Главное задание презентации бизнес-плана заключается в том, чтобы склонить своих будущих партнеров к принятию Ваших взглядов на проблемы.

Инвестиционное предложение. Задача инвестиционного предложения – довести до сознания инвесторов (кредиторов) основные цели, свои возможности и конечные результаты. Инвестиционное предложение содержит объемы начальных инвестиций, направления их использования; обоснование прибыльности вложенного капитала и условия возвращения кредиторам и инвесторам вложенных средств.

использована иллюстрация с сайта: https://www.album-figurine.it/en/the-concept/
использована иллюстрация с сайта: https://www.album-figurine.it/en/the-concept/

Защита проекта у потенциального инвестора. Защита проекта у потенциального инвестора предполагает подготовку необходимого для обсуждения количества экземпляров бизнес-плана, четкое выделение резюме, подготовку презентации, выступления и ответов на возможные вопросы. Всегда следует заранее посылать копию бизнес-плана потен­циальным инвесторам, чтобы они имели возможность прочесть его до начала встречи. Если выступающий производит впечатление умного и делового человека, ведете себя с окружающими уважи­тельно и непринужденно, то, вероятнее всего он, заслужите поло­жительное отношение к себе. Если вы небрежно одеты, плохо подготовлены, невосприимчивы и равнодушны, то кредиторы отнесутся к вам с предубеждением. Следует акцентировать внимание слушателей на вопросах рын­ка вашей продукции и компетентности вашей команды. В качестве лидера вы должны продемонстрировать полное понимание проблемы.

Главная задача защиты бизнес-плана заключается в том, чтобы заставить потенциального инвестора поверить в проект и его команду.

использована иллюстрация с сайта:https://www.anekdotovmir.ru/category/anekdoty-pro/page/8/
использована иллюстрация с сайта:https://www.anekdotovmir.ru/category/anekdoty-pro/page/8/

Основные правила эффективной презентации можно выразить следующим образом:

1. Предложение только высококачественного продукта.

2. Тщательная подготовка к презентации.

3. Получение максимума информации о потенциальном партнере (инвесторе) в целях: построения диалога на языке клиента; рассмотрения ситуации с его точки зрения; определения слабостей и интересов клиента.

4. Выделение выгод предлагаемого проекта для партнера (инвестора).

5. Благоприятный внешний вид.

6. Вера в собственные силы и успех.

7. Доброжелательное отношение к вопросам, замечаниям и репликам.

Бизнес-предложение представляет собой «выжимку» из бизнес-плана, отражающую его самые главные моменты. Подготовка бизнес-предложения является одним из ответственных этапов работы с инвестором, в связи с этим основные правила подготовки эффективного бизнес-предложения следующие:

1. Потенциальный инвестор (партнер) должен услышать суть и выгоды проекта в первые 30 секунд презентации.

2. Акцент на коммерческой ценности проекта.

3. Раздаточный материал (бизнес-предложение) – объем 2–3 страницы.

4. Четкая и понятная структура.

5. Основные разделы бизнес-предложения:

- Кто мы, чем занимаемся, какой у нас опыт, достижения?

- Сущность проекта, и на какой стадии разработки он находится?

- Преимущества нашего предложения (продукта)?

- Выгоды для партнера (инвестора) по сотрудничеству с нами?

- Сколько необходимо ресурсов на реализацию проекта?

- Инвестиционный план и показатели эффективности проекта [8]?

6. Использование простого и понятного языка (меньше специальных терминов, минимум технических подробностей, меньше прилагательных, меньше аббревиатур и сокращений).

7. Использование способов выделения текста и главных фраз (выделение шрифтом и подчеркивание, использование списков, таблиц, пробелы между абзацами, проверка орфографии, высокое качество печати, умеренный размер шрифта).

Основные шаги по подготовке презентации:

1. Детально проработать тему презентации.

2. Определить цели и задачи (что мы хотим получить в результате ее).

3. Изучить аудиторию (ее слабые и сильные стороны).

4. Продумать стратегию основной части презентации.

5. Подготовить вступление и заключение.

6. Продумать язык презентации.

7. Разработать наглядные материалы.

8. Организовать пространство (формализованное или неформальное пространство, наличие преград между вами и аудиторией).

9. Подумать о внешнем виде.

10. Прорепетировать презентацию.

Структуру презентации можно представить следующим образом:

1. Тема;

2. Цели и задачи;

3. Вступление (цель – заинтересовать аудиторию). Вступление должно состоять из следующих пунктов: приветствие, представление слушателям и упоминание о вашей компетенции в данной области, «Стартовый» сигнал, информация о цели, содержании и плане вашего доклада. Не забывайте о временных рамках: на каждый пункт вашего вступления должно приходиться лишь по два, в крайнем случае по три предложения! .

4. Основная часть (цель – информировать, убедить, мотивировать, показать выгоду для аудитории, привести доказательства (цифры, факты), сделать выводы);

5. Заключение (цель – побудить к действиям, подведение итогов и представление результата аудитории, выражение благодарности, ответы на вопросы аудитории). Для этих целей используются: риторический вопрос; интересный факт или цифра; цитата кого-либо из известных авторов; проведение параллели с другой страной, регионом, отраслью и т. д.; парадоксальное утверждение; провокационное заявление; юмор; афоризм; апелляция к интересам аудитории; использование демонстрационных средств. Окончание презентации, как и ее открытие, слишком важно, чтобы оставлять его на волю случая. Финал презентации должен быть обдуман заранее и хорошо отрепетирован. В процессе работы над заключением необходимо возвратиться к первоначальному сообщению. Цель презентации обязательно диктует окончание. Окончание обычно включает: краткое резюме важнейших фактов и аргументов и повтор ключевых фактов; рекомендации по стратегии поведения; предложения относительно ближайших шагов, если рекомендации приняты, с конкретными сроками; описание вспомогательной литературы по данной проблеме, которую вы сейчас распространяете (если таковая имеется); благодарность за внимание; предложение задавать вопросы.

В процессе составления бизнес-плана, как правило, доста­точно широко применяются экономико-математические методы. Планирование всегда связано с будущим, а модель является представлением ожидаемой реальности. Таким об­разом, представление возможных будущих стратегий может рассматриваться как моделирование будущего. Развитие мо­делирования в финансах идет по пути создания моделей, способных все более адекватно описывать реальность. Бур­ное развитие информационных технологий и вычислитель­ной техники предоставляет специалистам широкие воз­можности в создании все более эффективных финансовых моделей. Использование имитационных финансовых моделей в процессе бизнес-планирования и анализа эффективности деятельности предприятия или реализуемого инвестицион­ного проекта является очень сильным и действенным сред­ством, позволяющим проиграть различные варианты стра­тегий и принять обоснованное управленческое решение, направленное на достижение целей предприятия. Особое значение при разработке и анализе бизнес-пла­нов имеет применение экономико-математических методов для учета фактора инфляции, приведения разновременных затрат, а также анализа чувствительности проекта к изме­нениям внешней среды.

Работы по бизнес-планированию – это очень трудоем­кий и достаточно длительный процесс. Повысить качество бизнес-планов и снизить трудоемкость их разработки при­званы компьютерные программные продукты подготовки бизнес-планов. В настоящее время существует весьма широкий спектр специализированных программных продуктов подготовки бизнес-планов. Среди них наиболее известные западные пакеты: CОМFАР и РRORSPIN, созданные при ЮНИДО (Организация объединенных наций по промышленному развитию). Они являются лицензированными и международнопризнанными программными продуктами. Однако эти пакеты не учитывают российских реалий – особенно­стей налогового законодательства, высокого уровня инф­ляции, задержек платежей и др., что затрудняет их прак­тическое использование. На российский рынок проникли также мощные комплексы, занимающиеся корпоратив­ным планированием и управлением (SАР, ВААМ и др.). Последние, как правило, устанавливаются на рабочих станциях.

На российском рынке представлено несколько семейств современных программ подготовки бизнес-планов, создан­ных отечественными разработчиками, каждая из которых имеет свои особенности:

- система фирмы «ПРО-ИНВЕСТ консал­тинг»;

- программы фирмы «ИНЭК»;

- программы фирмы «Альт-Инвест» и др.

Системы типа Мicrosoft Project, Time Line и Primavera предназначены только для разработки календарного плана работ и сетевого графика проекта и применяются в основ­ном как системы управления проектом.

Фирмой «РОЭЛ Консалтинг» разработана типовая ком­пьютерная методика подготовки бизнес-планов с помощью тестовых таблиц.Наряду с тестовыми таблицами в данном программном продукте использована технология теста-шаблона и отве­тов-вставок, что помогает максимально упростить процесс написания текстовой части бизнес-плана.

Компьютерная технология подготовки и анализа бизнес-плана в рамках системы Ргоjесt Ехрегt может быть представ­лена в виде следующих основных шагов:

1) построение имитационной модели. Ввод данных, ха­рактеризующих окружающую среду, сбыт продукции, про­изводственные издержки, инвестиционный план пред­приятия;

2) определение потребности в финансировании. Расче­ты производятся при ставке дисконтирования, равной нулю: расчет инвестиционного плана, расчет плана сбыта; расчет производственных издержек; расчет амортизационных отчислений; представление результатов расчета в национальной (основной) валюте – рубль: отчет о прибылях и убыт­ках, баланс, план денежных потоков (Cash-Flow); определение потребности в капитале (суммы, сроки);

3) разработка стратегии финансирования. Формирова­ние капитала: формирование собственного капитала: перечень акцио­неров, условия привлечения капитала, даты взноса, суммы, валюта платежа; уточняющий расчет финансового плана, определение бюджетного дефицита проекта; формирование заемного капитала: источники займов, объемы, валюта, условия привлечения и выплат зай­мов; заключительный расчет финансового плана;

4) анализ финансовых результатов. В процессе расчетов автоматически генерируются стандартные отчетные бухгал­терские документы, на основе которых осуществляется рас­чет основных показателей эффективности и финансовых коэффициентов. Пользователь может разработать несколько вариантов проектов в соответствии с различными сцена­риями их реализации и выбрать базовый, на основе которо­го производится анализ чувствительности, и определяются критические значения наиболее важных факторов, влияю­щих на финансовый результат проекта;

5) формирование и печать отчета;

6) ввод и анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации.

Благодарю за уделенное внимание!

В статье использованы материалы из учебно-методического пособия Субачева А.А., Тимонина А.Ю. по дисциплине "Бизнес-планирование".

Что еще стоит почитать:

1.Бизнес-план и его основные элементы

2.Что такое бизнес-идея и как ее искать

3.Откуда черпаются бизнес-идеи

4.Как построить бизнес-модель организации

5. Вводная часть бизнес-плана

6.Как в бизнес-плане дать краткую характеристику предприятия

7.Как описать продукцию предприятия в бизнес-плане

8.Как характеризуется рынок в бизнес-плане

9.Маркетинговый план бизнес-плана

10.Формирование организационного плана бизнес-плана

11.Чем заполняется производственный план бизнес-плана

12.Финансовый план бизнес-плана

13.Эффективность и риски предпринимательской деятельности( разделы бизнес-плана)

14.Как оформить и представить бизнес-план инвесторам

#оформление

#выступление

#текст

#презентация

#бизнес-план