- Трое Чистых (Саньцин) - в даосском пантеоне три Высших Бога, чистое проявление Дао.
В книге даосизма "Дао дэ цзин", которую написал Лао-Цзы (живший в 6-5 века до н. э.) , основоположник даосизма, написано:
- "Дао произвёл Единое; Единое произвело Два (Инь и Ян); Два произвели Три (Творение); Три произвели Всё..."
Каждый из Трёх Чистых представляет собой как Божество, так и Небеса. Школы даосской мысли развивались вокруг каждого из этих Божеств.
Юаньши Тяньцзунь.
Юаньши Тяньцзунь (Yuanshi Tianzun) - первый из Троицы, также его называют "Нефритовый Чистый". Появившийся в начале Вселенной в результате слияния "чистых дыханий", он создал Небо и Землю.
Юаньши Тяньцзуню поклонялись ещё во времена первой мифической китайской династии Шань-Инь, принося ему в жертву быков и гадая на их костях после жертвоприношений. Считается, что его нельзя, невозможно изобразить, в его Храме Неба (находится в Пекине, столица Китая) имелась табличка с его именем, записанная иероглифами, жертвоприношения совершал ему Император - "сын Неба", кроме быков в жертву приносили другую пищу, вино, шёлк и священный камень нефрит.
Позже Юаньши Тяньцзунь "отходит от дел", удаляется в Небеса и передаёт власть своему ученику, следующему из Троицы - Линбао Цзину.
Линбао Тяньцзунь.
Линбао Тяньцзунь (Lingbao Tianzun) - второй из Троицы, "создавший этот мир, который мы знаем". Связан с Инь и Ян (так как идёт второй), считается хранителем священной книги, "он разделил время на разные эпохи", "его глаза содержат тайны вселенной".
Рядом с горой Миан в провинции Шаньси (север Китая) ему посвящено святилище. Его статуя в главном зале "покрыта кольцом света".
Даодэ Тяньцзунь.
Даодэ Тяньцзунь (Daode Tianzun) - "Верховный достопочтенный Владыка", третий из Троицы. Его проявлением ("аватарой") на земле и был Лао-Цзы, который "вышел из жизненного дыхания", вознёсся на Небеса и стал бессмертным Даодэ Тяньцзунем. Хотя он стоит ниже первых двух бессмертных, но в даосских текстах он упоминается чаще всего. Он единственный из троицы, кто изображается седым, с белыми волосами и бородой.
- Сам Лао-Цзы, по легенде, когда родился, увидел "что творится в мире" и вернулся обратно в утробу матери, просидел там 81 или 72 года, после чего его мать родила его под сливовым деревом уже седым стариком. Эта легенда соответствует Дао - вернуться в первичное состояние, слиться с Дао, подобно Лао-Цзы.
Параллели.
Идея Троицы есть в христианстве (Отец-Сын-Святой Дух), в индуизме это Тримурти (Брахма-Вишну-Шива), в буддизме это Трикая (три тела Будды, по-китайски Сань-Шэнь), в некоторых суфийских орденах также есть понятие триады - Аллах, Мухаммед и Али.
Первого из Троицы ("отца") - Юаньши Тяньцзуня отождествляют с другими Верховными Богами пантеонов Азии - у японцев Аме-но-Минакуши, у корейцев Ханеуллим, у бирманцев Тагьямин, у индусов Индра, у буддистов Шакра, у тюркских и монгольских народов он Тенгри (Хурмаста-Тенгри, произошедшее от иранского Бога Ахура-Мазда). Всё это имена Верховного Бога.
- Третий из троицы - Лао-Цзы стал Богом после смерти, и почитается даосами, подобно Иисусу Христу. Он также родился под деревом (посредник между мирами), как и пророк Иса и Будда. Рождение Лао-Цзы уже взрослым стариком может говорить о вере в перерождение душ предков в своих потомках.
Смотрите другие наши статьи о Богах и мифологии народов мира
Составитель статьи Авакян-Салимов Габриэль.