Было это давно. В те времена НАТО еще не продвинулось на восток. Наоборот, во многих странах Варшавского договора стояли наши войска. Мой отец (и мы с мамой вместе с ним) служил в ЮГВ.
Южной называлась группировка наших войск в Венгрии, в стране с благословенным климатом и сложным языком, не похожим на другие европейские.
Нам, детям, там было хорошо: огражденные заборами и КПП, мы были предоставлены сами себе и жизнь в военных городках вели вольную. За забор мы, разумеется, тоже бегали, но об этом т-ссс! И вообще, я сегодня не об этом. Хотя позже тоже можно будет многое порассказать.
Сегодня я о том, как мы с мамой возвращались в Венгрию из "отпуска". Надо сказать, что отпусков наши люди там ждали, а дети так просто рвались домой, в Союз (Мы так и называли все нашу страну коротко — Союз).
Съездить с родителями в отпуск в Союз было круче, чем попасть на смену в палаточный пионерский лагерь на берегу Балатона. Потому что хоть в гостях и хорошо, но дома, как известно, лучше. Именно тогда в Венгрии я узнала, что такое ностальгия.
Мы с мамой поехали в августе, в родное Подмосковье, навестить бабушку, дедушку и другую родню. Туда поездом; тогда до Будапешта ходили два состава, из Москвы и Ленинграда. В пути Будапешт-Москва надо было провести чуть более полутора суток. И чтобы не терять дни в дороге, папа уговорил нас лететь обратно самолетом.
Ему разрекламировали данный маршрут сослуживцы. Всего три часа, в почти свободном салоне самолета — красота, да и только!
Самолет вылетал с аэродрома Чкаловский, что в Подмосковье и неподалеку от Загорска (ныне Сергиев Посад), где мы с мамой и должны были провести отпуск. А так как самолет военный, то пассажиров на нем минимум — так, несколько человек с оказией. Словом, все выглядело очень удачно и заманчиво. Мама повелась.
Папа похлопотал, нам выдали какую-то бумагу типа билетов. На ней дата и время вылета. Времени прибытия указано не было. Нас это не насторожило (а вас сейчас должно).
Итак, в назначенный день мы, — мама, я, два чемодана и тётя с дядей выехали на машине из Загорска в Чкаловский. Машина была дядина, недавно купленная восьмерка. Ездил он первое лето, а потому — с особенным удовольствием, и готов был везти нас хоть до самого Будапешта. Так далеко от него не требовалось, но мы всё же отправились заранее. И это спасло ситуацию, иначе не писала бы я сейчас эти строки. И не рассказывала бы наши приключения потом много раз, в школе и в институте. Просто потому что мы бы банально опоздали на самолёт. А вы что подумали? (С)
Итак, выехали рано, загодя. Сначала всё шло хорошо: погода радовала, дорога была свободной, настроение у всех отличное. Мама щебетала с тётей; та поехала провожать нас.
После половины пути нас ждал сюрприз: мы вдруг заподозрили, что заблудились. То есть дядя заподозрил. Тётя начала спорить с дядей и требовать не доверять более карте, а спросить кого-нибудь. Немедленно. Дядя с мужским упрямством хотел вырулить сам. Мама начала паниковать. Я, в силу возраста, сохраняла спокойствие.
Мы таки выбрались на нужное направление, и втопили по полной. То есть дядя втопил. Насколько мог для первого года за рулем и нордического темперамента, то есть разогнался км до 90.
Перед самым аэродромом нас ждал второй (но не последний еще!) сюрприз: проход на территорию был возможен только для пассажиров, но не для провожающих.
Выглядело это так: лес, шлагбаум и КПП. И дорожка, убегающая в гущу деревьев, как в полную неизвестность, — ни строений, ни просвета не проглядывалось.
Дядя развел руками, тетя чмокнула нас. Мы с мамой схватили по чемодану (кстати, чемоданы на колесиках завезут в магазины позже), и помчались по дороге, вымощенной желтым кирпичом серым асфальтом.
Впереди нас неслась, также бодро и с ещё более внушительным багажом, группа людей. Судя по всему, семья. Мы взяли их за ориентир (раз бегут, значит знают, куда), и спустя некоторое время влетели следом на таможню.
До самолета оставалось минут 5, не больше. Нас начали допрашивать. Сначала тех людей, потом маму. Вопросы шли один за другим, согласно всему списку: "Оружие везёте? Наркотики везёте? Икру везёте?" На последнем пункте нервы мамы дали слабину, — ведь теряли время, — и она с вызовом глядя в глаза таможеннику заявила: "Да! Баклажановую!! Две баночки!!"
Не шутите на таможне! Это не я сказала, это дядя Миша потом. Я могу только подтвердить его правоту. Не надо с ними шутить, в лучшем случае, там просто никто не оценит шутку. Как в нашем случае. Таможенник продолжил лениво допрос, хотя и косился потом в сторону мамы. А баночек никаких, к слову сказать, и не было. Ни баклажановых, ни кабачковых.
Наконец нас отпустили. Самолет стоял у ВПП. Трап еще не убрали. Как мы поняли потом, нас ждали бы и дольше, это ж не гражданский аэропорт со строгим расписанием. Это военный. У них свои порядки.
Мы рванули к трапу, хорошо хоть теперь налегке, — чемоданы были сданы на таможне. Поднялись быстренько, зашли в самолет, и там нас ждал — вы правы! — сюрприз номер три.
Весь салон был забит до отказа. Вот просто ни одного свободного места. По проходу уже пробиралась та самая семья, они и заняли последние три кресла. Но за рядами в три кресла, в самом хвосте, примостились еще два сиденьица, даже без возможности откинуть спинки кресел. Нам ничего не оставалось, как плюхнуться туда и начать недоумевать.
Впрочем, наше удивление быстро удовлетворили. Как только задраили дверь, командир экипажа поприветствовал пассажиров, как и полагается на приличном рейсе.
Он рассказал нам о планах на полет: сначала мы везём группу наших советских туристов (так вот кто это такие!) на болгарский курорт "Золотые пески" в Варну. Затем мы направимся в Венгрию, отвезти полевую почту и оставшихся пассажиров. Но так как топлива на эти перелеты (а ведь борту еще возвращаться на родной аэродром) не хватит, и так как заправлять нас заграницей никто не станет, то мы должны будем после Варны вернуться в СССР для дозаправки. Пунктом назначения ради этой миссии была выбрана Одесса.
И да, кстати, в Варне нам взамен этой группы туристов выдадут другую, загорелую.
Излишне говорить, что план мама не одобрила, а папа, наверное, первый раз за тот незабываемый день икнул.
Самолет оторвался от земли и взял курс на Варну.
Продолжение следует.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить. Надеюсь, вам было интересно и вы не забудете поставить "нравлик", — обратная связь от вас очень важна для меня. Спасибо!