Найти в Дзене
theo_doric

Что такое красота

Мы часто пользуемся словами «красота», «прекрасное». Мы можем говорить о прекрасном виде из окна, но также можем говорить и о прекрасном поступке. В одном ли и том же смысле мы используем эти понятия? Имеем ли мы в виду что-то конкретное, когда называем тот или иной предмет прекрасным или красота – это всего лишь миф, иллюзия, а в мире как таковом ничего прекрасного или безобразного не существует? Эти и близкие к ним вопросы осаждали человечество на протяжении многих веков, история выработала разные варианты понимания прекрасного, и эстетика – дисциплина, которая зачастую связывается именно с пониманием прекрасного (хот и далеко не ограничивается этим), предложила ряд моделей, позволяющих разобраться в мире прекрасного, определить грани его понимания. 1. Красота как свойство объекта Наиболее очевидный ответ на вопрос, что же такое красота, состоит в том, что она – гармония предмета. С этой точки зрения нам достаточно увидеть соразмерность различных частей в каком-либо предмете, примети

Мы часто пользуемся словами «красота», «прекрасное». Мы можем говорить о прекрасном виде из окна, но также можем говорить и о прекрасном поступке. В одном ли и том же смысле мы используем эти понятия? Имеем ли мы в виду что-то конкретное, когда называем тот или иной предмет прекрасным или красота – это всего лишь миф, иллюзия, а в мире как таковом ничего прекрасного или безобразного не существует? Эти и близкие к ним вопросы осаждали человечество на протяжении многих веков, история выработала разные варианты понимания прекрасного, и эстетика – дисциплина, которая зачастую связывается именно с пониманием прекрасного (хот и далеко не ограничивается этим), предложила ряд моделей, позволяющих разобраться в мире прекрасного, определить грани его понимания.

1. Красота как свойство объекта

Наиболее очевидный ответ на вопрос, что же такое красота, состоит в том, что она – гармония предмета. С этой точки зрения нам достаточно увидеть соразмерность различных частей в каком-либо предмете, приметить, что одна часть удачно сочетается с другой, чтобы сказать, что перед нами нечто прекрасное.

Такая точка зрения исходит из того, что красота – это свойство самого же предмета, что наравне с другими свойствами (например, вес или цвет) у предмета имеется и такое его свойство, как соразмерность его частей. Рассуждения о гармонии можно встретить еще у древних греков, например, у Аристотеля, о том, что гармония представлена во всем мироздании, рассуждали древние астрономы.

Как же определить, гармоничен ли предмет? Наиболее развитым является принцип «золотого сечения», согласно которому меньшее так относится к большему, как большее к целому – и многие художники сознательно использовали принцип золотого сечения, чтобы предмет воспринимался как прекрасный.

Итак, согласно этому подходу, прекрасно все то, что гармонично: вид из окна будет прекрасным, если в нем явлено гармоничное соотношение его частей.

2. Красота как качество вкуса

Альтернативной этой позиции выступает представление о том, что красота – это не свойство предмета, а особое отношение к нему. Иначе говоря, красота находится не в самом объекте, а в нашем отношении к нему – и вопрос лишь в том, какова особенность этого отношения.

Наиболее подробно это эстетическое отношение к предмету проанализировал И. Кант в своей «Критике способности суждения». Он утверждает, что именно незаинтерсованность к предмету и является отличительной особенностью эстетического отношения, в результате которого мы называем предмет прекрасным. Под незаинтересованностью имеется в виду свобода от какого-либо понятия о предмете, а также свобода от того, что мы называем хорошим или приятным. Иначе говоря, если мы созерцаем какой-либо предмет (например, дерево за окном), взяв при этом в скобки то, что это дерево чем-то полезно нам или природе, взяв в скобки то, что вид этого дерева нам приятен и даже взяв в скобки то, что это именно дерево, а не какая-то иллюзия – и при этом мы получаем удовольствие от созерцания этого дерева, то мы его называем прекрасным. Не в предмете заложено основание для того, чтобы называть его прекрасным, а нашем незаинтересованном отношении к нему.

3. По ту сторону красоты

Споры о красоте породили представление о том, что само эстетическое отношение к предмету далеко не исчерпывается суждением о прекрасном, и что сама красота – лишь частный случай эстетического опыта. Именно поэтому в современной эстетике можно наблюдать поворот в сторону исследований не того, что такое красота и каковы ее критерии, а в сторону того, что такое эстетический опыт, какие компоненты в него входят, какие условия для его складывания можно выделить.