Найти тему
Елена Щербак

ДЕТИ И ДЕНЬГИ

Дочь Евгения, 10 лет. Все финансовые эксперименты проводим с ней
Дочь Евгения, 10 лет. Все финансовые эксперименты проводим с ней

Мы все хотим, чтобы наши дети стали успешнее и счастливее нас, а что нам для этого сделать? Здесь есть несколько правил. Для детей важен и наш собственный пример, и формирование гибких навыков (особенно в нашем меняющемся мире), и грамотное управление финансами, особенно в эпоху рыночной экономики.

Но когда дело доходит до денежных тем, у родителей возникает больше вопросов, чем ответов:

Давать ли ребёнку карманные деньги? Надо платить детям за выполнение домашних обязанностей? Как научить ценности денег?

Итак, поделюсь своим опытом и знаниями на этот счёт. Всё-таки, 29 лет работы в школе плюс воспитание своих четверых детей дают мне некоторое право на это.

Первое. Карманные деньги.

Я сторонник того, чтобы у ребёнка были деньги, которыми он может распоряжаться самостоятельно. Это какая-то сумма, которая выдаётся ребёнку раз в неделю независимо от его достижений, поведения и оценок.

Как так? - спросите вы. А если дорогое чадо за эту неделю получило двойку или не помыло пол в комнате (список можно продолжать), всё равно выдавать деньги? Я предлагаю эти деньги рассматривать, не как поощрение или наказание, а как возможность получить опыт управления финансами. Если мы с детства не научим ребёнка считать и планировать, то к 18 годам у него просто не будет этого навыка. Конечно, он научится этому, но значительно позже.

Второе. Поощрение.

Можно договориться, что помимо минимальной суммы, которую ребёнок получит в любом случае, есть ещё и бонусные деньги. Они могут даваться за дополнительные занятия, за выполнение каких-то работ. Например, у меня Евгения (ей 10 лет) получает бонусные деньги за занятия сверх нормы шахматами, английским, плюс она помогает мне снимать видеоролики для курса по финансовой грамотности для детей. Стратегия денежного поощрения превзошла все мои ожидания. Евгения в 10 лет уже получила третий взрослый разряд по шахматам (несмотря на то, что она любит шахматы, занимается она более усиленно только за дополнительные бонусы - законы рыночной экономики никто не отменял).

-2

Третье. Стоит ли платить за выполнение домашних обязанностей?

Ребёнок живёт в этой семье, пользуется её благами, поэтому, у него должны быть домашние поручения. Тем более, я уверена, что работа по дому не только приучает детей к труду, но и помогает им быть успешными и в школе, и в жизни. Ребёнок с детства научается ответственности.

Четвёртое. Ценность денег.

Согласитесь, когда у ребёнка есть свои деньги, он их больше начинает ценить, учится копить и достигать цели. Здесь, главное, не уйти в другую крайность, когда целью становится накопление ради накопления. Подскажите детям, что лучше делить накопленные деньги на две группы. Одни - на мелкие радости, которые надо себе позволять, другие - на цель. Можно вместе с ребёнком оцифровать эту цель: Сколько стоит? К какому времени? Сколько откладывать в неделю? Тогда мотивация получать карманные деньги плюс бонусные значительно повышается.

Иллюстрация из рассказов по финансовой грамотности для детей. Автор: Щербак Елена
Иллюстрация из рассказов по финансовой грамотности для детей. Автор: Щербак Елена

Таким образом, используя эти алгоритмы, можно подружить детей с деньгами, сформировать у детей осознанное отношение к финансам. Но важно помнить, что деньги это не самоцель, есть вечные ценности. Я считаю, что надо приучать детей делиться и какую-то сумму из накопленных выделять на благотворительность. А как у вас? Буду рада вашим комментариям? И как вы считаете, надо ли приучать детей благотворительности?

#детииденьги#карманныеденьги#финансы