На начало Великой Отечественной войны СССР не имел в войсках самоходной артиллерии вообще и противотанковой в частности. Считалось, что с борьбой против танков справятся и обычные пушки ПТО. Но в ходе оборонительных боев, начала ВОВ, стала ясна ошибочность такого мнения, хотя приоритет все же был отдан танкам, как машинам более гибким в плане тактики. Потеря Харьковского завода, и соответственно снижение выпуска средних танков, тоже не позволяла отвлекаться на посторонние прожекты. Только в 1942 году ситуация стабилизировалась и вопрос о создании противотанковой самоходной артиллерии снова был поднят.
Изначально планом предусматривалось создание трех видов САУ ( Самоходной Артиллерийской Установки), легкой калибр 57-76мм, средней 85-100мм и тяжелой 122-152мм на шасси соответствующих танков. В КБ Кировского завода № 38, под руководством С.А, Гинзбурга разработали самоходную установку вооруженную 76мм орудием на базе выпускаемых легких танков. Конструкторы взяли за основу будущей машины шасси легкого танка Т-70 уже освоенного промышленностью. Это позволило подготовить опытный образец в сжатые сроки, и уже в декабре 1942 года начались испытания. Из-за сложной обстановки на фронте испытания продлились недолго и слишком больших недостатков не было выявлено, и новая САУ была принята на вооружение под обозначением СУ-76.
Первые образцы САУ относились к машинам полного бронирования с задним расположением боевого отделением. В передней части корпуса располагалось два карбюраторных двигателя, что интересно, каждый из них имел собственный радиатор, муфты сцепления, и коробки передач. Управлять всем этим хозяйством было чрезвычайно сложно, но считалось, что в случае выхода из строя одного двигателя машина сможет двигаться на другом. В январе 1943 года первые два полка новых САУ ушли на Волховский фронт, для фронтовых испытаний, где сразу же выяснились все дефекты спарки двигателей. Из-за этих недостатков производство пришлось приостановить в марте 1943 года. Двигатель заменили на силовую установку от танка Т-70, которая состояла из последовательно, на одной линии, соединенную спарку из двух двигателей. Получившийся агрегат имел одну муфту сцепления, коробку передач от грузовика ЗиС, и был достаточно компактен и удобен в обслуживании. Кроме этого сняли крышу с боевого отделения и упростили трансмиссию.
В качестве главного орудия СУ-76м, а именно так стала называться самоходка после доработки, получила пушку ЗиС-3Ш. Это была адаптированная для установки на самоходное шасси полковая противотанковая пушка ЗиС-3. Пушка хорошо зарекомендовала себя в борьбе с танками , на дистанции 500 метров она пробивала 90мм броню, подкалиберным снарядом. Так что поражение самых массовых немецких (Т3 и Т4 ) для СУ-76м не составляло труда. Сама же самоходка имела следующие характеристики: масса 11,5 тонн, экипаж 4 человека, два двигателя ГАЗ 202 давали мощность 140 л/с, скорость до 45 км/ч по шоссе, броня лоб корпуса 35мм, борт 16мм, рубка 35мм.
Боевое применение САУ было неоднозначным, но по большей части негативные отклики она получала при некорректном применении. При правильных действиях они очень неплохо справлялись со своей работой, а наличие разнообразных снарядов позволяла одинаково эффективно бороться с вражескими танками и пехотой. Но когда ими пытались заменить танки, картина была другой, слабая броня, и отсутствие поворотной башни не позволяла дуэльно сражаться с танками. Но все это было до тех пор, пока самоходчики не выработали свои приемы боя, и тактику. Однако присутствие в наступающих рядах самоходок всегда вызывало восторг, лучше с самоходкой чем без нее. Потребность в войсках новой машины была постоянна, а то, что СУ-76м выпускалась на базе легкого танка и широко использовала автомобильные агрегаты, позволило выпускать самоходку массово. Низкое удельное давление на грунт и небольшие размеры позволяли одинаково хорошо применять СУ-76м как в заболоченной местности, так и в городских боях. Пехотинцы ласково прозвали СУ-76м «Коломбиной» и отзывались о ней с теплотой: «Мы поможем ей проползти по грязи, а она нас прикроет в бою!». Маршал Советского Союза К.К. Рокосовский вспоминал: «...Особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские установки СУ-76. Эти легкие подвижные машины поспевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами поддержать, выручить пехоту, а пехотинцы, в свою очередь, готовы были грудью заслонить их от огня вражеских бронебойщиков и фаустников...».
Пара фактов о боевом пути СУ-76м: «В ходе Калинковичско-Мозырской операции в январе 1944 года в составе 2-го и 7-го кавалерийских корпусов находились 1459-й и 1816-й легкие самоходно-артиллерийские полки (САП). Вместе с кавалерией САУ прошли более 200 км по полному бездорожью в тыл обороняющейся группировки немцев, перерезав линии снабжения». « В бою возле населенного пункта Лерцегхалат 14.01.45 4 САУ СУ-76М из состава 1897-го САП огнем из-за железнодорожной насыпи с расстояния порядка 300м поразили в борта 6 танков Пантера».
Ив заключении, хочу сказать, что всего было до конца войны выпущено 14300 самоходок, что составило почти 60% всех выпущенных в СССР САУ. Но с окончанием войны боевая служба СУ-76м не закончилась, самоходки данного типа поставлялись в Албанию, Афганистан, Китай, и Северную Корею. В 1953 году для вооружения так называемой казарменной полиции ГДР было получено 209 самоходок. В СССР СУ-76м оставались на службе до 60-х годов, а в том же Афганистане они применялись в период 1992-1994гг.
На этом все, кому понравилось ставьте лайки и пишите комментарии, и не забывайте подписываться на канал.
В статье использовалась информация с портала topwar.ru. и других свободных источников.