Найти в Дзене
Memento mori

Самое древнее старообрядческое кладбище Санкт-Петербурга

Есть в Санкт-Петербурге старый район - Малая Охта, получивший название по реке Охта, на левом берегу которой находится. На правом берегу, кстати, - Большая Охта, но об этом в другой раз.
В тех местах с древности жили люди, а в 1611 году, на месте впадения Охты (тогда она называлась Черная река, Swarte Bеck) в Неву, была основана шведская крепость Ниеншанц, которая потом столетие защищала разрастающийся город Ниен. В 1703 году, в ходе Семилетней войны, Петр I крепость взял, город переименовал в Шлотбург, но потом постепенно стены срыли, дома перестроили. Немногое теперь напоминает о существовании той старой крепости...

Ориентация на местности
Ориентация на местности

После ухода шведов в районе Малой Охты с 1720х годов существовал рабочий поселок, который был поглощен Ленинградом спустя триста лет. Большевики принялись наводить порядок, и к 1938 году было решено уничтожить Малоохтинское православное кладбище с церковью Марии Магдалины, что и было осуществлено медленно, но верно: к 1970м от кладбища не осталось ни следа, а территория застраивалась домами.

А вот Малоохтинское старообрядческое кладбище (Малоохтинское раскольничье кладбище, как называли его до революции) уцелело. Возможно, из-за отсутствия какого-то основательного религиозного строения (до 1883 года старообрядцам было запрещено строить церкви). С одной стороны его подпер завод, с другой - берег Охты, с третьей - жилой дом. Планы ликвидации некрополя разрабатывались в 1980х, но, видимо, руки не дошли. Разобрали лишь кусок забора.
Кстати, тот жилой дом нынче расселен, и это увеличивает чувство заброшенности, которое возникает при посещении кладбища. Как бы там вообще всё не снесли окончательно под шумок.

Плавно перейдем к истории появления самого кладбища. Когда-то Петр I привез в те места поморских плотников, чтобы те помогали строить город. Среди них было много старообрядцев поморского согласия, так что некрополь появился в ХVIII веке из-за невозможности захоронения этих людей на православных кладбищах. В 1768 году некрополь получил официальный статус, а в 1852 году у староверов кладбище уже отобрали, потом, в 1865, вернули, но без богоделен и моленных.

После революции захоронения на Малоохтинском кладбище продолжались до 1946 г., а сейчас проводятся только в исключительных случаях в небольшом колумбарии. Но от старых времен сохранились лишь массивные купеческие надгробия, да и те порядком поистрепались, без должного-то ухода.

За время своего существование некрополь успел обрасти мистическими историями и легендами. Кто-то утверждает, что видел там призраков, и напрямую связывает это с захороненным там купцом Иваном Матвеевичем Скрябиным, который якобы был чернокнижником и колдуном. Кто-то связывает всяческую чертовщину с тем, что там возможно хоронили самоубийц и некрещеных детей, то есть тех, кому нельзя было лежать на православных кладбищах. Но место однозначно мрачное, унылое, пустое и совершенно заброшенное.

Хотя туда стоит доехать как минимум ради старинных надгробий знаменитых купеческих династий Кокоревых, Пиккиевых, Минеевых, Скрябиных и других. Почитать полустертые витиеватые эпитафии и даты от сотворения мира, пройтись по еще более-менее целым дорожкам.

Купеческое надгробие на фоне расселенного дома
Купеческое надгробие на фоне расселенного дома