Найти в Дзене

Конгломерат эпохальной династии.

Хилари Мантел “Волчий зал”/ Hilary Mantel Wolf Hall Англия, двадцатые годы шестнадцатого столетия. Страна на грани бедствия: если Генрих VIII умрет, не оставив наследника, неизбежна гражданская война. На сцену выступает Томас Кромвель, сын кузнеца-дебошира, политический гений, чьи орудия - подкуп, угрозы и лесть. Его цель - преобразовать Англию сообразно своей воле и желаниям короля, которому он преданно служит. Всегда старалась основательно подходить к выбору книг для прочтения. И в то же время прекрасно понимала, что неспроста есть аксиома, отражающая особенности нынешнего пиара. «Чем больше рекламы – тем меньше качество» - ведь хорошая книга не нуждается в дополнительном масштабном афишировании! Она прекрасна сама по себе – способна абстрагировать внимание от прочего литературного мусора! Но из любого правила есть исключения. Чуть больше месяца назад британская писательница, Хилари Мантел, во второй раз стала фавориткой Букеровской премии. Вот только в этом году за второй историчес

Хилари Мантел “Волчий зал”/ Hilary Mantel Wolf Hall

Англия, двадцатые годы шестнадцатого столетия. Страна на грани бедствия: если Генрих VIII умрет, не оставив наследника, неизбежна гражданская война. На сцену выступает Томас Кромвель, сын кузнеца-дебошира, политический гений, чьи орудия - подкуп, угрозы и лесть. Его цель - преобразовать Англию сообразно своей воле и желаниям короля, которому он преданно служит.

Всегда старалась основательно подходить к выбору книг для прочтения. И в то же время прекрасно понимала, что неспроста есть аксиома, отражающая особенности нынешнего пиара. «Чем больше рекламы – тем меньше качество» - ведь хорошая книга не нуждается в дополнительном масштабном афишировании! Она прекрасна сама по себе – способна абстрагировать внимание от прочего литературного мусора! Но из любого правила есть исключения. Чуть больше месяца назад британская писательница, Хилари Мантел, во второй раз стала фавориткой Букеровской премии. Вот только в этом году за второй исторический роман из трилогии о Томасе Кромвеле - «Внесите тела».

«Литература обладает почти сверхъестественной властью над историей, и чем больше писатель, тем неограниченней эта власть. Никаким историкам не переспорить Шекспира, Пушкина или Толстого. Подлинная история остается примечаниями мелким шрифтом к созданному литераторами образу.»

Будучи не особой поклонницей современной прозы, я всё же удостоила себя прочтения первой, единственной переведённой на русский язык, книги данной эпопеи.

И всё же, не стоит провести всю жизнь, избегая длинных книг, также как и не следует провести её, обходя стороной серьёзную прозу. «Волчий зал» - действительно массивный роман, в объёме чуть больше шестиста страниц. Столь короткий исторический отрезок довольно подробно отражён на страницах произведения. Не следует наивно полагать, что “Вулф Холл” можно прочесть с такой же лёгкостью, как все семь книг “легендарного” Гарри Поттера. Многообразие исторических фактов, которые превосходно вписаны в содержание романа, заставят внимательно следить за ходом действия. Никакой прямолинейности – воистину историческая сага о Англии при Тюдорах. Множество действующих лиц могут просто напрочь запутать, но это лишь излишки писательского пера. Можно конечно провести параллель с известным сериалом «Тюдоры», но думаю, что ничто не заменит литературного языка.

«Я не знаю, молитесь вы Богу Лютера и немцев, или языческому божку, которого отыскали в своих путешествиях, или английскому божеству собственного сочинения. Может быть, ваша вера продаётся. Вы служили бы султану, если бы вас устроила цена.»

Ходят слухи (или это уже факт?), что все книги о царствовании Генриха VIII-го, пожалуй самого известного правителя из династии Тюдоров, сосредоточены на короле, его жёнах, особенно на Анне Болейн. Хилари Мантел выходит за рамки данного, не блещущего новизной, подхода. Вместо этого она демонстрирует читателю невероятно глубокий  и захватывающий взгляд на характер дворцового закулисья. Благодаря многочисленным ухищрениям и преобразованиям Томас Кромвель - будучи непривилегированным от рождения, собственными силами состряпал себе “имя” для того, чтобы стать вторым по значимости человеком у целой нации. На мгновение его скромная личность начинает ассоциироваться с фразеологизмом «из грязи в князи».

Если покопаться в дополнительных источниках, то можно заметить то, что Томас Кромвель не является столь значимой фигурой в исторической литературе и чаще всего рассматривался, как довольно тёмная личность. Был показан простолюдином, который заслуженно запорол свою судьбу, достигнув довольно высокого положения при правителях. Историки, возможно из-за недостатка фактов, считают природу Томаса нечитабельной, даже исходя из последствий его решения «вопроса короля». Видимо практичность, природные амбиции и естественный талант – слишком значимые особенности Кромвеля, как в истории, так и в самом романе. Тем не менее, Мантел, возможно, излишне приукрасила такой превратный сюжет его жизни, но куда без этого бы скатилась столь притягательная беллетристика? Возможно в пресловутый учебник по истории или до маразма научную энциклопедию.

«Томaс Мор - несостоявшийся священник, одержимый проповедническим зудом. Мор - светило из иной сферы - при встречaх удостaивaет его лишь кивком, и кaждый рaз он чувствует искушение спросить: с вaми что-то не тaк? Или что не тaк со мной? Почему все, что вaм известно, и все, что вы узнaете, подкрепляет вaши прежние убеждения? Вот в моем случaе то, с чем ярое, во что вроде бы верил, мaло-помaлу рушится - то тут, то тaм. С кaждым месяцем мои предстaвления об этом мире делaются все хлипче; и о мире ином - тоже. Покaжите мне, где в Библии нaписaно: “чистилище”. Покaжите, где тaм говорится о мощaх и монaхaх. Покaжите в ней слово “пaпa”.»

Стоит обратить внимание на Томаса Мора, ещё одну действующую фигуру повествования, с которой истории довольно сложно определиться. Похоже он не меньше Кромвеля является «тёмной лошадкой» в центре шторма. Действительно ли он был, как на то указывают исторические источники, управляемым совестью мучеником? Или же Мор никто иной, как расчётливый религиозный фанатик, собственноручно разжигающий большой костёр для еретиков? В любом случае, никто не сможет сказать наверняка. Остаётся лишь смириться с фактом того, что отношения между Кромвелем и Мором были действительно сложными.

«Чего люди не понимают про армию, тaк это что бессмысленные зaнятия в ней съедaют прaктически всё время. Ты добывaешь пропитaние, ты встaешь лaгерем в тaком месте, кудa прибывaет водa, потому что тaк велел твой сумaсшедший кaпитaн, тебя зaстaвляют ночью снимaться и переходить нa позицию, которую невозможно оборонять, ты никогдa толком не спишь, снaряжение вечно нуждaется в починке, у пушкaрей что-то взрывaется, aрбaлетчики либо пьяны, либо молятся, стрелы зaкaзaли, но не достaвили, и тебя постоянно съедaет тревогa, что всё кончится совсем плохо, потому что у “князя” или другого мелкого светлейшествa, которое сегодня комaндует, головa не преднaзнaченa для мыслей.»

Признаться, редко интересовалась историческими романами, но всё же из своего маленького опыта я извлекла факт того, что авторы этого жанра заинтересованы в крайностях – дешёвые вставки из второсортных учебников, которые в лучшем случае смотрятся неуместно, а в худшем не согласуются с временными рамками. Хилари Мантел удалось избежать этого штампа, но это не отменяет своеобразного стиля написания, из-за которого читателю приходится стараться не засыпать на половине “пути”, а быть максимально внимательным. Она умеренно реализовала каждого персонажа, от королей и королев до мелких наёмников, конечно подкрепив всё строго реальными историческими фактами (но я не отрицаю, что возможно это достаточно спорный момент)! Так, первая книга трилогии «Волчий зал» дала уверенный старт безызвестной звезде представления - Томасу Кромвелю.

*16 сентября 2012

#рецензия на книгу #хилари мантел #волчий зал