Предлагаю вашему вниманию рассказ известного мотожурналиста Ивана Ксенофонтова, не желающего расставаться с мототехникой даже зимой, об одном дне, активно проведенном в глухом уголке Тверской губернии.
В позапрошлом выпуске Авто-Мото-Драйва владелец этого дзен-канала написал, как я продлеваю мотосезон, приделав к мотоциклу «бегунок» — третье #колесо на простейшем каркасе. В крупных городах такая #конструкция, конечно, не очень удобна, да и способна вызвать неадекватную реакцию сотрудников #ГИБДД. Но ведь не все живут в мегаполисах. Ну, а есть и просто любители, вроде автора этих строк, вырваться из города на дачу (или в деревню), и там оторваться по полной.
Выбор «оружия»
Итак, ситуация такова: есть дом в деревне на берегу озера Селигер, есть возможность не ходить каждый день на службу, а работать на компьютере через Интернет, и есть, наконец, целый #арсенал моторных движущихся средств. Последняя формулировка наиболее точна, потому что все, что стоит в гараже, нельзя отнести к одной определенной группе, типа «мотоцикл» или «мопед». Осмотрим бегло арсенал и выберем «оружие» для достойного субботнего времяпровождения.
Самое большое, чего никак нельзя не заметить — пневматик, он же #каракат (так в народе называют аппараты на надувных камерах). Это универсальный всесезонный помощник — до деревни нет проезжей дороги, и расстояние в 4 км от места, где оставляется машина, надо как-то преодолевать и перевозить скарб в любую погоду. В свои лучшие годы этот каракат, построенный на базе мотоцикла «Сова» с мотором от «Фермера» (оба изделия выпускались на ковровском ЗиДе) доставил незабываемые впечатления, прокатив меня по недоступным берегам Онежского полуострова (материал до сих пор гуляет по многим сайтам, где ключевые слова «На каракатах по Беломорью»). Но нет кайфа от драйва на нем, это все равно, что на прогулку с девушкой поехать не на стильном и быстроходном #максискутере, а, скажем, на тракторе «Беларусь» (у которого, кстати, так же нет подвесок, как и у караката).
Другое доступное средство передвижения — #снегоход («Икар»), этот получше, тут есть драйв, но зима только началась и лед пока ненадежный. Обычно до Нового года здесь ездят с опаской, и только по наезженным маршрутам. Правило №1 — не выезжать на незнакомые плесы. Как выяснится позже, я недостаточно хорошо усвоил это важное правило…
Стоит так скромненько #мотоцикл «Баксанчик-125» 2WD (полноприводный), с атэвэшными шинами 25х8-12, но после восхождения на нем на #Эльбрус у меня руки так и не дошли поменять на нем звездочки. Значит, драйв будет неспешным, в лучшем случае 25 км/ч. Не пойдет!
Можно порысачить на детском «Форсаже-110», этот и побежит, и #драйв будет, но у озера есть глаза и кто-нибудь «настучит» хозяйке этого аппарата. И тогда будет скандал, в лучшем случае придется обновлять мотоэкипировку. Нет уж, лучше не рисковать, и ехать на своем транспорте. Собственно, ничего больше не осталось, кроме скутера TGB-101r — «Золотой пчелы Тайваня». Что ж, на пчеле, так на пчеле, полетели!
Селигерский дрифт
Хотя я когда-то ездил на подобных конструкциях (только прицепленных к мотоциклам), а также много доводилось поколесить на «Уралах» и «Ижах» с колясками, здесь — все не то. Скутер очень легкий, и третье колесо так и норовит подняться в воздух. Чтобы привыкнуть к этому, начал с короткого тренинга — прохождения поворотов в занос в одну и другую сторону. Перед глазами недавно пересмотренный фильм «Тройной форсаж — токийский дрифт». В отличие от героев фильма, менявших по два комплекта шин за день, тут можно дрифтовать до посинения, и скорее во льду протрешь круг, чем сносишь шины.
Потренировавшись на кошечках малой скорости, отвел душу на полном ходу. В эти дни стояла идеальная для катаний погода — ровный лед, а на нем пара сантиметров снега. Одновременно и скользко для заносов, и в то же время снег немного держит и дает разогнаться. На прямой удается развить скорость до 50 км/ч (на асфальте скутер давал 75, но перед поездкой в Прикаспийскую пустыню мне облегчили грузы, и «максималка снизилась до 60 км/ч). Можно на пяток километров улучшить результат, если ехать с поднятым третьим колесом. Это совсем несложно, при этом скутер отклоняется от вертикали всего градусов на 15. У мотоцикла, чтобы проделать такой трюк, приходится гораздо выше поднимать коляску, потому что она значительно тяжелее. Но в том и другом случае никакого мастерства не требуется, главное — привычка. Так вот, разогнавшись на полную, очень кайфово заложить пологий левый поворот, регулируя степень сноса колес перемещением вперед или назад. Представляете, пройти в управляемом заносе метров 200, сделав дугу вокруг какого-нибудь островка! Незабываемые ощущения…
Через белое безлюдье
Накатавшись вволю неподалеку от дома и острова Осиновец, захотелось разнообразия, собрался в более удаленные места. Но, как я уже писал, помня о правиле №1, поехал по известному с прошлых годов маршруту. Дело в том, что даже на таком спокойном озере как Селигер, есть определенные подводные течения, и в некоторых местах лед непрочен даже после сильных морозов. Я раньше не верил этому, но в 2004 году побывал в снегоходной экспедиции в Якутии, так вот там мы встретили на реках — при стоявших неделю 50-градусных морозах! — открытую воду.
По ближайшему к моей деревне Березовскому плесу лучше держаться середины. Я помню места, откуда вытаскивали «Буран» в прошлом году, а откуда «Ниву» три года назад. А в третьем месте лет 10 назад в «Жигулях» 31 декабря утонуло три человека.
Вот уперся в полуостров с романтическим названием Коровий. На нем, на высоком холме развалины церкви, а рядом — действующее кладбище (на котором все спокойненько). Но нам туда еще рано, выезжаем на другой плес, переехав по узкому перешейку. Снега мало, и скутер на кроссовой резине Mitas легко справляется с задачей. А летом, чтобы оплыть полуостров на лодке, приходится тратить полчаса. Есть резон в поездке по льду на скутере!
На Задубском плесе держусь снегоходных следов. Попадаются рыбаки, для них суббота — тоже время реализации своего хобби. Любопытно, что они так поглощены им, что никогда не поднимают голову, чтобы посмотреть — а что там едет? Думаю, появись летающая тарелка с зелеными инопланетянами, ничего бы не изменилось. А может — смелая догадка — они все так пьяны?..
Подъехал к деревне Климова Гора. Напротив хаотично разбросанных по берегу старых домов — проруби: в прибрежных деревнях колодцев нет, воду берут только из озера. Бросаются в глаза алюминиевые лодки, лежащие на берегу, некоторые — с моторами. Заглянул в прорубь — а лед-то тонкий, не более пяти сантиметров.
Проехав вдоль берега, натолкнулся на баржу огромных для озера размеров. Непонятно, как ее сюда завезли, разве что собрали в Осташкове. Грех рядом не сфотографироваться.
Дальше участок озера повышенной опасности, его лучше объехать по суше через деревню Бородино. В деревне красивые старые дома, но людей — ни души. Вышел меня встретить только молодой кобелек, с пристрастием осмотрел скутер (даже снизу), пометил и побежал по своим делам.
Вот и местная трасса. Доехав до другой деревни — Задубье, вновь спускаюсь на лед. Отсюда, от магазина, провешена дорога на остров Хачин. Провешена — это не висят веревки, а значит, что в снег воткнуты вешки, чтобы в пургу не сбиться с пути. Остров по-своему уникален, в поперечнике километров десять и на нем стоят даже пять деревень. У всех замысловатые названия с одинаковым окончанием: Волоховщина, Сальниковщина, Степановщина, Ласкаревщина и какая-то еще …щина.
Подъезжаю к Сальниковщине — у берега, метрах в 150 от ближайшего дома, на снегу охотничьи лыжи с палкой. Пользуйтесь, люди, кому надо? А, может, просто влом нести, все равно во всей деревне зимой живет одна женщина.
Еду вдоль берега к «столице» острова Волоховщине. В одном месте, как мне показалось, лед затрещал, но я успел дать больше газа и проскочил. В деревне крепкие, хотя и старые кирпичные дома. Говорят, когда немцы окружали озеро (хотя на самом озере они так и не были), местные активисты ходили по деревням и агитировали жителей жечь свои дома, чтобы врагу не достались. Кто сам не понимал — тем помогали понять. Но несколько домов уцелели, видно, уж крайне непонятливые оказались их хозяева, или активистам налили…
Любопытно, что на острове есть колесный транспорт, хотя сюда паромы не ходят. Машины ездят по льду обычно не раньше марта, когда лед самый прочный. Отсюда дорога идет роскошным сосновым бором через весь остров. Сейчас можно проехать, потому что снега мало, а хорошей зимой — только на снегоходе или каракате. Это кратчайший путь из наших краев к главной достопримечательности озера — монастырю Нилова пустынь, что на острове Столобный. Правда, к самому монастырю подъехать побоялся — на озере следов не видно, а плес незнакомый. Лучше приеду сюда в марте, когда будет накатана дорога (что мы и сделали).
Обратный путь, как всегда, показался короче. Но световой день еще не закончился, и я решил съездить еще в одно замечательное место. Правда, для этого надо было нарушить правило №1 — поехать по незнакомому плесу. Но для того и созданы правила, рассуждал я, чтобы их когда-нибудь нарушать.
Подмоченный экстрим
Как тут не вспомнить Чехова — «если на стене висит ружье, оно должно выстрелить» (вольная цитата). Значит, если на озере есть промоины, в них обязательно кто-нибудь должен попасть. Каждый, выходящий на лед, думает: «Это не я». А, собственно, почему бы и нет?
Все было хорошо: и ход под 55 км/ч, и лед ровный, только вот когда заметил предательскую полосу открытой воды, то сделать мало что смог. На поворот руля моя «пчела» никак не отреагировала, лишь чуть-чуть изменила направление «полета». Надавив на задний тормоз, только ухудшил ситуацию — стал приближаться к воде боком. Опять дал газ и повернул руль в другую сторону — выровнял машину и влетел в промоину перпендикулярно. Это было хорошо — скутер ее почти перелетел, а я от удара кубарем вылетел вперед, избавив себя, а главное, фотоаппарат, от купания.
И опять вспомню Чехова: человек, вешающий на стену ружье, подозревает, что оно может выстрелить, а иначе зачем его вешать? Так и я, собираясь покатушничать по озеру, прихватил с собой веревку, с карабином на конце. И не убрал эту веревку на дно сумки, а положил с краю, и при этом не стал застегивать молнию. Как все это пригодилось! За считанные секунды, пока скутер балансировал на краю льдины, я успел прицепить карабин, и еще сделать пару снимков. Потом стало все плохо: край льдины обломился, и «пчела» пошла на дно, напоследок сообщив мне важную деталь — до дна здесь далеко.
Тщетно подергав край веревки и убедившись, что колесо бегунка надежно заякорилось подо льдом, кое-как закрепил конец и пошел за подмогой. К счастью, идти пришлось недалеко — с полкилометра, пока не встретился рыбак. Да не просто рыбак, а моторизованный, на детском квадрике Loncin с «кабовским» 110-кубовым мотором. Рыбака звали Александром, его уговаривать не пришлось — он быстро довез меня до гаража, где я взял доски, еще веревку и, конечно, каракат. Ведь его еще одно важное достоинство — плавучесть, сейчас могло быть очень кстати. Заодно прицепил и сани, и правильно сделал.
Опускаю подробности извлечения утопленника, надеюсь, они никому никогда не пригодятся. Также не буду грузить рассказом о том, что вскоре, после того, как стекла вода, мотор весело заурчал. Ага, щаззз — вскоре, когда вытекло литра три из глушителя, вода замерзла во всех местах, куда попала, и скутер пришлось на прицеп затаскивать волоком.
Когда я писал эти строки, скутер в гараже висел задом на крюке — чтобы слить воду из кривошипной камеры. На печи просушивался поролон сиденья и воздушный фильтр, а назавтра предстояло сменить масло в редукторе. Хоть повод нашелся, а то все руки не доходили…
Благодарю Александра Никитина из Новых Ельцов за деятельное участие в спасательной операции.
Фото автора