Фильм [1950г.] vs Спектакль [2019г.]
“All about Eve” (“Всё о Еве”)
Фильм, 1950 год.
Фильм "All about Eve" 1950 года был снят в период "Золотого века Голливуда". Зарождение кинематографа: непривзойдённые актёрские составы, новые технологии в кинопроизводстве, нестандартные сценарии, сложные стратегические идеи и смысловые концепции. Киностудии принимали как легендарные решения, так и необъяснимо жестокие, которые наложили неизгладимый отпечаток на тех, кто был как бы то ни было задействован в индустрии.
Фильмы той эпохи отличаются своей особенной атмосферой. Когда смотришь киноленты, в которых принимали участие легенды Голливуда, то тебя не покидает ощущение того, насколько огромный пласт идейности был бездарно растерян к началу эры современного кино.
Оригинальный фильм (на основе которого в 2019 была воссоздана театральная постановка) отличается удивительным качеством и неординарным сценарием.
Тщеславие, зависть, ревность —ключевые проблемы, которые исследуются через призму драматического формата кинокартины, что в конечном итоге презентует зрителям видение о самых невообразимых исходах каждой сюжетной линии киногероев.
Потрясающая Бетти Дэвис (Bette Davis) исполнила в фильме одну из главных ролей.
Гениальная актриса, артистизм которой завораживал и изумлял с каждым просмотренным фильмом из её гигантской фильмографии. Дэвис отличалась невероятной способностью "вытягивать" до достойного уровня абсолютно любую киноленту (так как, к сожалению, даже самым востребованным актёрам не всегда достаются роли только в интересных картинах).
Ещё в 50-х годах прошлого столетия ей удалось блистательно отыграть свою роль в фильме "Всё о Еве".
Из-за этого было сложно сравнивать её героиню (Марго Ченнинг) с современной интерпритацией, которая воплотилась благодаря Джиллиан Андерсон. Это была такая своего рода новая версия, которая в то же время оставила совершенно скомканное впечатление.
Наверное, сейчас я бы отдала предпочтение оригинальному фильму, нежели современному спектаклю. И не из-за того, что это была первая версия. Меня не покидает ощущение, что новый вариант отражает сюжет и персонажей в искажённом свете —диалоги почти идентичны, однако, подача материала совершенно разная. И это подтверждается самыми главными и основополагающими примерами, которые являются ключевыми для сюжета в целом.
Марго (Бетти Девис) была гармонична, логична, комична в своём поведении и прямой демонстрации своих вредных привычек. Она оставляла впечатление сильной, самоуверенной, незаурядной и непоколебимой личности.
Но в исполнении Джиллиан Андерсон [2019г.] — авторы идеи оторвались по полной программе и превратили вредные привычки в пагубные, а свойственные персонажу сложные черты характера - в преждевременную старческую истерию и паранойю. В ней просматривалась трусость, слабоволие, высокомерие и безразличие по отношению к окружающим людям.
Многие второстепенные персонажи были яркими и запоминающимися в версии 50-х годов, но по итогу оказались абсолютно безликими и отстранёнными в стенах театра 21-го века. Как будто всё внимание сосредаточено на двух главных героинях, а все остальные просто фон в череде событийного ряда. Причём фон очень бледный и не харизматичный.
И подводя к кульминации и развязке фильма 50-х — у меня не оставалось тяжёлого душевного "осадка", как при просмотре какого-нибудь кинофильм с маргинальным сюжетом.
Выводы сделать было гораздо проще, чем пытаться высмотреть, подобрать или угадать смысл театральной новой версии [2019г], который как будто приходилось выдумывать, смотря через призму череды скандалов, интриг, истерик и безудержного алкоголизма.
В 50-х главная героиня являлась жертвой обстоятельств, которые она преодолела и без которых она могла бы прожить свою жизнь — ведь это была одна из преград, которые так или иначе встречались на её пути. И это помогло осознать то, что один человек может развалить дружеские связи целой группы людей, буквально в два счёта сделать из хороших людей— редкостных предателей. Причём предательство получилось такое напыщенное, но безрезультативное.
В версии 2019 года обстоятельства стали просто жизненно необходимым уроком, без которого главная героиня не смогла бы очнуться и остановить внутреннее саморазрушение.
Но не обошлось без плюсов, про которые хотелось бы рассказать подробнее.
“All about Eve” (“Всё о Еве”)
Театральная постановка, 2019 год
Стареющая театральная дива, столкнувшаяся с юной амбициозной звёздочкой; двуличность, интриги, жестокость, царящие за кулисами роскошных подмостков и в тени сияющих софитов.
Не так давно я посмотрела спектакль-триллер “Всё о Еве” с Джиллиан Андерсон и Лили Джеймс в главных ролях.
Сложно описать насколько потрясающе Ивен ван Хове, режиссер постановки, воссоздал атмосферу, каждую деталь сюжета, проработал диалоги так, чтобы не было ничего лишнего. Саундтрек просто сносит все каноны театрального андеграунда, настолько великолепно подходит каждому моменту спектакля. Сценарий не нудный, без претенциозных диалогов, и что самое главное — нетипичный и нешаблонный! И скорее о том, как твоим доверием могут беспринципно воспользоваться.
Отдельно хотелось бы отметить декорации. Иво ван Хове не ограничился парой локаций с мебелью. Основной фишкой этого спектакля стал экран, синхронно отражающий происходящее на самой сцене и за кадром (в других локациях). И вот опять-таки что-то необычное, интересное и креативное, содержащее логическую структуру, воплотили на сцене знаменитого лондонского театра (Noël Coward Theatre).
В какой-то момент Марго понимает, что её просто целенаправленно спихивают с пьедестала. Что Евы становится слишком много в её жизни: много случайностей и недосказанности. Ева вела свою “игру”, в тот момент, когда Марго принимала все ситуации на свой счёт, тем самым обостряя свои комплексы “звезды, которую забудут”. Поначалу ты думаешь, что вот Марго и есть тот самый антагонист, который своим импульсивным поведением и скандалами нарушает всю окружающую гармонию. Но разве не она предоставила шанс никому неизвестной Еве стать частью своего окружения? По сравнению с Евой, её поведение кажется простой особенностью токсичного характера.
Если с талантом Джиллиан Андерсон всё понятно и известно - время над ней не властно. То вот Лили Джеймс просто удивила. Насколько это невероятно талантливая актриса, насколько громко сыграла “ослепляющую” искренность Евы. Взгляд, мимика, интонации и голос настолько отработаны и отражают каждую сцену и действие.
— Презрение к людям, неспособность любить и быть любимой, неугомонные амбиции и талант.
Это как нельзя лучше показывает всю суть Евы. В какой-то момент ты веришь, что этот человек совершает такое самопожертвование (буквально забыв про свою собственную жизнь), в исключительно искренних порывах. А по факту - обманывает, шантажирует, беспрестанно повторяя, что она “ничего не заслуживает.” Выдавая себя не за ту, кем является, в порыве достичь своих целей любой ценой, переступая через людей. И в конечном счете выглядит настолько жалко, в понимании того, что живя в таком режиме “войны” ты притягиваешь к себе таких же “добрых” акул манипулирования.
— Я не поеду на эту вечеринку.
— Почему? Она же в честь твоей победы! Ты добилась того, чего хотела.
— Она в честь моей награды. Возьми её, я думаю, что никто не заметит разницы.
Нет, такой вывод Еву вовсе не ранит и не обижает, что могло бы случиться с обычным человеком. Просто она принимает действительность такой, какая она есть и не боится потерять, устать, кардинально поменять свои планы в угоду достижения своих целей. Такие люди не привязаны ни к чему и ни к кому. Это по-своему норма, которую тоже нужно принимать, как неизбежность. Такими людьми можно восхищаться или ненавидеть, но как ни парадоксально никто не хотел бы встречать их на своем пути, даже сами обладатели “таких талантов”.
Конечно, не всё так тотально мрачно и душещипательно. Повествование сопровождает неординарный юмор, сарказм, множество “рабочих” шуток про особенности налоговой кабалы для голливудских Гильдий.
Ощущения после просмотра такие, что ты остаёшься под неизгладимым впечатлением от всей картины. Есть в этом всём какая-то всеобъемлющая разрушающая безысходность.
#рецензия #отзыв на спектакль #bettedavis #Все о Еве #all about eve #theatrehd #джиллиан Андерсон #Gillian Anderson