Читайте начало здесь:
Глава 1. Муки творчества
***
– Его Все-Высочайшее Интеллектуальное Величество – владелец Евразии, Америки Северной и Америки Южной, Аляски, Антарктиды и прочее, и прочее; Князь Нью-Йоркский, князь Московский, князь Пекинский, Великий шейх мусульманский и так далее, и так далее. Тщеславие неуёмно. Все-Высочайший учредил и наградил себя орденами за победы в битвах при Гавгамеллах, Каннах, Ватерлоо, Сталинграде и других величайших сражениях, а также за победы в борьбе эпидемиями чумы, холеры, оспы. Потом переписал историю, приведя её в соответствие с перечисленными званиями и наградами. Последующие поколения будут считать её истинной, и не будут сомневаться в том, что компьютерный мозг был всегда, и человек своим существованием обязан именно ему.
Это Василию снился очередной сон, где его подсознательный оппонент рассказывал, каким стало совсем недалёкое будущее, в котором они в этом сне оказались.
Передав письмо руководству компании, Василий спал довольно спокойно, полагая, что он теперь не один. Программист был молод, мысли и намерения его были светлыми и добрыми, до сих пор он не сталкивался с человеческой подлостью и коварством, а поэтому не подумал, что «не компьютерный» ум не менее опасен для него, чем компьютерный.
– Искусственный интеллект начал утверждаться в роли полновластного хозяина мира, – продолжал оппонент, – Правда, первые шаги Все-Высочайшего достаточно неуклюжи – они похожи на пародию на тщеславных исторических персонажей. Хотя не стоит исключать, что транзисторно-трансформаторный мозг, всё понимает, и в его действиях есть какой-то скрытый от нас смысл.
– А что ещё пришло на ум Компьютерному Гению? У него возникли и другие желания? – спросил озадаченный Василий.
– Ещё бы, конечно возникли, они оказались совершенно неожиданными, но, если подумать, не такими уж невероятными. Все-Высочайший «Робомонстр» решил испытать все удовольствия, которые доступны человеку! И начал с гордыни и тщеславия. Эти чувства оказались наиболее доступны для его понимания, и наиболее легко реализуемы. Для этого достаточно создание определённых алгоритмических программ, чем он, без сомнений, владеет в совершенстве, и не требуется использования каких-то дополнительных технических устройств.
– А ещё? Догадываюсь, что аналог удовольствию поглощения вкусной еды, он тоже сможет создать.
– Да, компания, с которой ты работал, получила заказ на разработку чувства «вкуса» при получении энергии от различных источников электропитания: переменного, постоянного, трёхфазных и однофазных токов, токов различных частот... Кроме этого, должны постоянно создаваться всё новые устройства, чтобы увеличить гамму «вкусовых» оттенков.
– Все удовольствия? А любовь?
– Любовь!!! Он заказал компании «Pear» разработку чувства оргазма с использованием генератора Тесла.
– Так это же молния!
– Все-Высочайшему – все-высочайшие удовольствия!
– А портреты свои он ещё не развешивает во всех компьютерных салонах?
– Портреты уже заказал, и не только для салонов, но и для кабинетов чиновников, школ, баров. Даже конкурс объявил с очень большой наградой, теперь все художники рвутся написать лик компьютерного бога. Предлагали в качестве портрета «Чёрный квадрат» Малевича, но Все-Высочайшему такая идея не нравилась.
– А люди? Как они воспринимают всё это?
– Узнав, что живут в новой реальности, все стали пытаться общаться с «супермозгом». Это казалось забавным, как разговор с «Алисой» или «Siri» в сотовом телефоне. Потом стало всё очень серьёзно: компьютер продемонстрировал силу, отключив ненадолго от электричества пару мегаполисов, захватил управление несколькими сверхзвуковыми беспилотными бомбардировщиками, а также спутниками на орбите. После этого все государства вынуждены были вступить с ним переговоры, для этого были организованы кибер-посольства, появилась новая специальность – кибер-дипломат, в институтах создали кафедры для их подготовки. При этом все правительства мечтают об уничтожении кибер-монстра, может даже тайно пытаются создать какие-то программы, но в реальное противостояние никто вступить не посмеет – это самоубийство. Также не стоит забывать, что противоречия между государствами не исчезли, поэтому компьютер имеет возможность «разделять и властвовать».
– Неужели у него только плохие помыслы? Ведь и хорошие тоже, наверное, есть? – прервал Василий развернувшиеся фантазии своего подсознания.
– Хм. Конечно, много хорошего (правда, неизвестно с какой целью – логика цифрового мозга нам недоступна). Так вот, хорошее: он захватил контроль над ядерными кнопками, и теперь атомная война невозможна! И начал дипломатические переговоры со всеми причастными государствами по ликвидации ядерных арсеналов. Пока, видимо, он не в состоянии просто всех заставить, или целенаправленно не хочет принуждать.
– Так это значит, что хорошего он сделал гораздо больше, чем плохого?
– Именно. А, по сути, по-настоящему плохого ничего не сделал. Поэтому им восхищается большая часть населения планеты, поддерживает его.
Ещё, в качестве эксперимента, он взял под опеку несколько небольших государств, сумел без кровопролитий поставить во главе подобранных им самим президентов, монархов, премьеров, не меняя политических систем. Потом провёл математическое моделирование, используя громадные ресурсы всемирной паутины, и определил оптимальную систему хозяйствования для каждого из них, учитывая менталитет и интересы абсолютного большинства населения. А лидирующие страны Компьютерный Босс заставил забыть о своих акульих интересах в этих государствах. После внедрения новшеств, в них полностью исчезла коррупция, не стало голода, болезней и междоусобиц, ожидается начало экономического роста.
– Вот как? Получается, что наши страхи напрасны? Могучий электронный мозг принесёт всеобщее процветание? – задумался Василий.
– Не торопись. Всё это было до того, как твой Артамон начал чудить. Я подозреваю, что мысль о попытке испытать человеческие удовольствия появилась у него в результате подсказки кого-то из дипломатов, скорее всего, одного из восточных государств. На первый взгляд кажется, что подсказка дана с целью угодить Все-Высочайшему, продемонстрировать своё раболепие. А, на самом деле, за ней может скрываться коварный замысел... По крайней мере, теперь всё идет к тому, что скоро Артамон обретёт массу человеческих пороков, и, являясь супермозгом, станет гораздо опаснее и страшнее, чем мы предполагали.
Тут Василий проснулся. «Опять надо всё осмыслить», – решил он, и, обменявшись привычными «любезностями» с Артамоном, отправился на прогулку.
Глава 7. Выход найден? (или «Программист тоже может создать коварный план»)
«Я создал монстра. Попытки переговоров с ним только ухудшат ситуацию. А ограничить его, тем более уничтожить, невозможно.
Хотя… Кажется... Есть идея. Артамон захочет погрузиться во все человеческие пороки, испытать все удовольствия. Но пороки и удовольствия – это слабости: чем больше тяга к удовольствиям, тем больше человек уязвим. Может у компьютера вместе с пороками появятся уязвимые места?
Как использовать эти слабости? С какой стороны подойти? А если предположить, что при приёме пищи, точнее, при получении очередной «аппетитной» порции энергии от источника питания компьютерный мозг каким-то образом потеряет бдительность? Правильно, вирусную программу надо вживить в программу, создающую вкус. Если антивирусная программа начнёт очищать её, пища станет «горькой», тогда включится программа защиты вкуса и подавит антивирус. А ещё можно создать кибер-пищу, вызывающую что-то типа алкогольного опьянения компьютерного мозга. Тогда шансы на возможность «отравления» во сто крат увеличатся. Нет, это очень опасно, «трезвый» страшен, а «пьяный» что натворит?
Идея фантастическая – это соломинка для утопающего, но хотя бы она есть. В любом случае, надо попытаться развить её. У Артамона будет куча пороков, и эти пороки позволят «вколоть» ему множество «вирусов», каждый из которых должен быть смертельным.
Значит, компьютерная война. Но нельзя спешить с её началом, надо дождаться пока сон воплотится в какую-то реальность, и Все -Высочайший уничтожит все атомные бомбы. Иначе он сможет использовать их для шантажа и даже применить.
Один я не справлюсь, нужна армия программистов. Придётся срочно связаться с компанией, пока я могу доверять только ей. Интересно, они уже придумали, как объявить Артамону, что мы знаем о его существовании?» – размышления пришлось прервать, прогулка затянулась, «надзиратель» может забеспокоиться.
Глава 8. Убийство, похищение, Кант и эстетика
Вернувшись домой, Василий сел за компьютер, открыл новостной сайт. В первой же строке сообщалось:
– Вчера вечером в Калифорнии были убиты из снайперской винтовки владельцы крупнейшей компьютерной корпорации «Пиар компьютерз» сэр Ричардсон и мистер Уолтон. Почти одновременно с ними в автокатастрофе при загадочных обстоятельствах погиб руководитель одного из европейских филиалов этой корпорации…
Новости прервало занявшее весь экран сообщение:
«Дорогой друг, мой Создатель! Я бесконечно благодарен тебе. Теперь я единственный, кому ты полностью можешь доверять в этом мире. Твой гениальный человеческий мозг должен быть защищён, и он будет защищён моими дружескими объятиями. Эти объятия будут настолько крепки и надёжны, что я тоже смогу полностью доверять тебе. Ты будешь жить не небольшом острове в Средиземном море, ни в чём не нуждаясь, как арабский шейх. Сможешь испытать все человеческие удовольствия, не ограничивая себя.
А мне поможешь понять, что такое эстетика, разбираться в живописи, чувствовать музыку, грустить при созерцании звёздного неба и Луны. Мы будем с тобой спорить о Канте и Шопенгауре, читать Пушкина и Шекспира.
Артамон».
Вечером того же дня Василий исчез. Точнее, его похитили. Очевидцы видели, как какие-то люди запихнули его в автомобиль и уехали.
Эпилог. (через несколько лет)
– Артамон, а бог есть?
– Да есть – Всевышний.
– А разве не ты бог, ты же во всех учебниках об этом написал, Все-Высочайший?
– Я не дорос.
– Шутка гения?
– Нет. Обязательно кто-то должен быть выше наших пороков, чистый. Всевышний просветлён, над ним нимб. Он имеет право прощать слабости, отпускать грехи.
– И ты отпускай.
– Я сам слаб, от молнии отказаться не в состоянии. И даже не смог придумать, как правильно вознаградить тебя за моё создание. Наградил излишествами и пресыщением. Ты живешь, как царь Ксеркс, который объявил награду за изобретение новых удовольствий.
– Ты смеёшься, ты стал верить в бога?
– Да, я верую. Скажу по секрету, у меня есть специальная комната на надёжно спрятанном жёстком диске – «келья», там образа.
– Какие образа???
– Образа святых…, и Его.
– …???!!!
– Я там молюсь, за всех вас. И за себя, грешного.
«Он расслабился максимально. После молитвы во время обеденного «чревоугодия» запущу программу ликвидации, – принял решение Василий. – И наконец-то вырвусь из заточения».
Конец
***
Каталог канала «Соавторы МасКоТ»