5 декабря 2011 года! На Первом канале стартовала премьера Сергея Гинзбурга «Однажды в Одессе или Жизнь и приключения Мишки Япончика».
«Не один в пистолете патрончик, не один есть в Одессе блондин.
Но поверьте, что Мишка Япончик в своем роде конечно один».
Бесспорно, сейчас многие зрители старшего поколения сразу же вспомнили знаменитые куплеты короля одесского преступного мира из музыкальной комедии Оскара Сандлера «На рассвете» в исполнении народного артиста СССР Михаила Водяного.
Но если в середине шестидесятых этот исторический персонаж воспринимался как непримиримый враг Советской власти, которого сокрушил и уничтожил герой Гражданской войны Григорий Котовский, то спустя полвека в премьере Сергея Гинзбурга сделанные акценты кардинальным образом изменились. Здесь Мишка Япончик (Евгений Ткачук) представлен, как многолетний враг самодержавья, «одесский Робин Гуд», кумир бедняков, грабивший капиталистов и приветствовавший итоговую победу большевиков.
Несомненно, созданный проект стал настоящим «прорывом» для многих популярных сегодня артистов. Это Евгений Ткачук, Алексей Филимонов (наш любимый Вертинский), Сергей Марин, Анатолий Кот, Ольга Кузьмина.
Весьма колоритны были в ролях исторических персонажей Павел Прилучный (Леонид Утесов) и Александр Лазарев (генерал-губернатор Гришин-Алмазов). Одновременно в этом замечательном проекте были два антигероя, вызывавшие безмерное отвращение. Это Кирилл Полухин в роли Григория Котовского, отдавший приказ стрелять в спину армии Япончика, и это поручик Борис Ржевский-Раевский.
Именно в этой резко отрицательной роли я открыл для себя замечательного артиста Артема Ткаченко. Даже Котовский Кирилла Полухина буквально померк по сравнению с невероятным цинизмом в повседневных действиях этого оборотня. Кем же он был на самом деле: белогвардейским карателем деникинской армии или красным агентом?
Ответ однозначный – продажным шулером без принципов и политических убеждений. И как результат – вполне справедливое возмездие.
Отрицательные роли
Совсем недавно фильмография Артема Ткаченко достигла трехзначной отметки. По факту, большинство созданных им ролей, по аналогии с поручиком Ржевским-Раевским, это сугубо отрицательные персонажи.
Самые яркие примеры последних лет – художник Лев Барский («Красная королева», Первый канал), криминальный авторитет «Татарин», он же Марат Ферналиев («Преступление 2», «Россия»), бизнесмен Максим («Давай найдем друг друга», «Россия»).
А сколько ненависти в его следователе Ревенко в нынешней премьере онлайн-кинотеатра More. tv. «The Телки». Наконец-то, его персонаж поймал и «закрыл» Андрея Миркина (Милош Бикович), обвиненного в убийстве своей любовницы Вари (Изабель Эйдлен). И потому новая звездочка и квартира в Москве уже обеспечены.
Однако в концовке четвертой серии, буквально через месяц после своего исчезновения, «убитая» эскортница на глазах обезумевшей консьержки вернулась в свою квартиру.
Один звонок в полицию и это сфабрикованное дело развалится и лопнет, как мыльный пузырь. Могу представить бешенство и ярость следователя-неудачника.
Положительные персонажи
Однако сейчас мне хочется сделать акцент на положительных ролях Артема. Данный факт весьма красноречиво говорит о многогранном таланте Ткаченко, в чьей фильмографии уже есть большое количество столь разнообразных и противоречивых образов.
Из положительных ролей последних лет хочу отметить заботливого сына и профессионального сыщика Артема Сотникова («Юристы», НТВ), следователя Игоря Крюкова, установившего факт надругательства и доведения до самоубийства учениками элитного класса своей молодой учительницы («Sпарта», Первый канал), бывшего опера Станислава Ракитина («Северная Звезда», НТВ), гениального музыканта Константина Багрицкого в недавней премьере «Струны» (Кинопоиск HD).
Но лично мне более других запала в душу роль молодого Юрки Барона в проекте Первого канала «Экспроприатор» (2019) от создателей легендарных советских фильмов «Тени исчезают в полдень» (1971) и «Вечный Зов» (1973-1983) Владимира Краснопольского и Валерия Ускова.
Давайте вспомним самый первый фильм «Бандитский Петербург» (2000), в котором старый и умирающий Барон в середине девяностых в исполнении народного артиста СССР Кирилла Лаврова рассказывает журналисту Андрею Серегину (Александр Домогаров) о массовом хищении бесценных произведений искусства в Эрмитаже и замене их высококачественными копиями.
А здесь в начале шестидесятых молодой, полный жизненной энергии Юрка Барон, по аналогии с Мишкой Япончиком, является экспроприатором аферистов и жуликов всех мастей. А случайное знакомство с любимой и любящей женщиной Ириной, столь тонко, чувственно и душевно сыгранной Анной Миклош, заставили матерого вора переосмыслить всю свою жизнь.
Но, все же, между двумя этими замечательными фильмами есть ужасное несоответствие. В сериале «Экспроприатор» молодая Ирина погибла в результате обморожения по дороге на зону, где отбывал свой новый срок ее самый дорогой и любимый человек. Вполне возможно, если бы этой трагедии не произошло, то персонаж Артема Ткаченко стал бы на путь исправления. А в легендарном проекте «Бандитский Петербург» все также, через тридцать лет работавшая в музее Ирина кладет цветы на могилу Юрки Барона.
А какая роль Артема Ткаченко больше всего понравилась вам?
Как всегда, ожидаю ваши комментарии. Возможно, в представленном перечне вы не найдете некоторых знакомых ролей, но по самой простой причине. Физически невозможно посмотреть абсолютно все фильмы, даже с участием любимых артистов. А не в моих правилах выносить на обсуждение те проекты, о которых не имеешь ни малейшего представления. Голосование продлится до 27 марта.