Найти в Дзене
Загадки Сибири

Как в Омске создавали прорывные самолеты во время Гражданской войны

Привет, друзья! Первый в мире самолет с поворотным крылом был создан в Омске в самый разгар Гражданской войны. Удивительный факт!

Автором конструкции был русский инженер Иван Диль — один из пионеров отечественной авиации.

Самолет конструкции Ивана Диля с механизмом изменения угла крыла относительно горизонтальной оси
Самолет конструкции Ивана Диля с механизмом изменения угла крыла относительно горизонтальной оси

С 1910 года этот талантливый человек работал в качестве механика в Гатчинской авиашколе под Петроградом, где занимался сборкой импортных аэропланов фирм “Райт” и “Фарман”.

Во время Первой Мировой войны он был заведующим авиационным парком русского военно-воздушного флота Юго-Западного фронта, где в 1916 году начал конструировать самолеты.

Первым опытом авиаизобретательства был французский самолет “Вуазен LAS”, который Диль по просьбе пилота П. Иванова улучшил, внеся конструктивные изменения.

Затем в 1917 году, находясь на Украине в Жмеринке, Диль собрал первый аэроплан собственной конструкции. Это был биплан-истребитель, оснащенный французским двигателем “Рон” мощностью в 80 лошадиных сил.

Гатчинский аэродром под Петроградом, где начинал свою карьеру авиационного инженера Иван Диль, 1910-1915 гг.
Гатчинский аэродром под Петроградом, где начинал свою карьеру авиационного инженера Иван Диль, 1910-1915 гг.

Главной его отличительной особенностью этого аэроплана был изменяемый угол атаки крыла. В то время поворотное крыло считалось важным ноу-хау в конструкции самолетов, так как благодаря ему значительно увеличивались маневренные возможности самолета.

В частности, прославленный летчик Петр Нестеров, который первым в мире выполнил “мертвую петлю”, был последовательным приверженцем применения поворотного крыла и считал, что такой элемент конструкции самолета сыграет решающую роль в дальнейшем развитии авиации.,

К сожалению, первый новаторский самолет Диля погиб во время испытаний 18 мая 1917 года. Он потерпел аварию, не выйдя из крена на развороте.

Следующий аэроплан Диль построил в Омске в 1918-1919 году. Этот город был резиденцией Колчака. Диль, как многие русские офицеры, присоединился к Белому движению и служил в Омске.

Самолет конструкции Ивана Диля (вид спереди), 1919 г.
Самолет конструкции Ивана Диля (вид спереди), 1919 г.

Аппарат, который он разработал, также имел поворотное крыло и имел возможность изменять положение крыла относительно горизонтальной оси на угол от 0 до 7 градусов.

На этот самолет Диль установил двигатель той же фирмы, что и на предыдущий, но уже мощностью в 110 лошадиных сил. Первый полет аэроплан совершил 18 августа 1919 года. Его пилотировал военный летчик лейтенант Рождественский.

Испытания были признаны успешными. Историк авиации Дмитрий Соболев в своей книге “Наши соотечественники за рубежом” приводит следующее сообщение:

“Специальная комиссия для наблюдения за испытаниями пришла к заключению, что самолет Диля по скорости и скороподъемности превосходит английский самолет “Сопвич”, и его можно рекомендовать к принятию на вооружение в качестве двухместного истребителя”.

Верховный Правитель Александр Колчак (в центре) с членами своего правительства и командования союзных войск в России в Омске, 1919 г.
Верховный Правитель Александр Колчак (в центре) с членами своего правительства и командования союзных войск в России в Омске, 1919 г.

Правда, серийное строительство аэроплана в Сибири так и не состоялось. Красная армия выбила Колчака из Омска, и авиаконструктору пришлось срочно эвакуироваться на восток.

В результате вместе со своей опытной машиной он оказался в Харбине — столице русской эмиграции на северо-востоке Китая. Здесь испытания аэроплана осуществил Алексей Абакуменко — Геогриевский кавалер и один из самых опытных российских военных летчиков.

К сожалению, 22 сентября 1920 года во время одного из полетов летчик разбился. Также погиб и аэроплан Диля.

Тем не менее еще через год в Харбине в 1921 году инженер построил новый аппарат, Это был биплан, оснащенный тянущим винтом и мотором марки “Рон” мощностью 110 лошадиных сил.

Кстати говоря, самолет Диля стал первым построенным на территории Китая. В конструкцию этой машины Диль также заложил механизм поворота крыла. Оно могло отклоняться от горизонтальной оси в пределах от 0 до 10 градусов..

Харбин - центр русской эмиграции в Китае. Здесь Иваном Дилем был создан первый самолет на территории Китая
Харбин - центр русской эмиграции в Китае. Здесь Иваном Дилем был создан первый самолет на территории Китая

Испытания аэроплана состоялись в июле 1922 года. Их произвел еще один эмигрант из России капитан Д. Кудаленко. В отчете летчик записал, что “экспериментальная модель очень успешная и заслуживает серьезного внимания”.

Этот самолет Диль продал правителю Северного Китая Чжан Цзолиню для его ВВС. Но в дальнейшем из-за нажима Японии, которая имела большое влияние в этом регионе, Дилю запретили заниматься конструкторской деятельностью.

В результате конструктор эмигрировал в Америку, где продолжил работы по созданию новых самолетов.

В 1924 году Диль получил патенты США на самолеты с поворотным крылом. Также он получил патент на пропеллер с меняющимся ходом.

Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.