Найти тему
Иркутский драмтеатр

Легенда Иркутского драмтеатра - спектакль «Колчак»

Оглавление

Судьба адмирала А.В. Колчака тесно связана с Иркутском: в 1904 г в местном географическом обществе он сделал доклад «О современном положении Русской полярной экспедиции», тогда же обвенчался с Софьей Омировой, а 7 февраля 1920 года был расстрелян на берегу реки Ангары.

Образ человека, безмерно порядочного, преданного делу и верного Родине, вдохновил иркутского писателя и журналиста-международника Сергея Остроумова на создание пьесы о Колчаке.

В 1998 г пьеса была поставлена в театре. Спектакль «Звезда адмирала» вызвал большой интерес и шел много лет. В 2005 году Сергей Остроумов и режиссер Геннадий #Шапошников вновь вернулись к этой теме. Прежний спектакль вызвал имя адмирала из небытия, так как в советское время оно подлежало умолчанию. Сейчас, спустя восемьдесят пять лет со дня смерти адмирала, настало время разобраться, кем же он был на самом деле.

Масштаб личности, воссоздаваемой в спектакле, продиктовал идею пригласить на роль актера, способного создать на сцене поле высокого напряжения. Георгий Тараторкин своим интеллектом, огромной энергетикой, мастерством вносит в спектакль высокую светло-трагическую ноту.

Г.Г. Тараторкин – ведущий актер Театра им. Моссовета, и было бы закономерно показать спектакль «#Колчак» на сцене его родного театра.

Легендарный состав спектакля:

Пьеса в двух действиях

Постановка Геннадия Шапошникова

Сценография заслуженного художника РФ Виктора Герасименко

Художник по свету – Сергей Скорнецкий
Музыкальное оформление Сергея Платонова
Помощник режиссера – Юлия Гришина

Действующие лица и исполнители:

Адмирал – нар. арт. РФ, лауреат гос.премии РФ Георгий Тараторкин
Она – арт. Виктория Инадворская
Тимирев - засл. арт. РФ Владимир Орехов
Анна – арт. Евгения Гайдукова
Софья - арт. Марина Елина
Проводник - арт. Анатолий Лацвиев
Пепеляев - засл. арт. РФ Александр Булдаков
Барон Толль – арт. Игорь Чирва
Чекист - нар.арт. РФ Владимир Яковлев, арт. Степан Догадин
Журналист - засл. арт. РФ Яков Воронов, арт. Николай Константинов
Офицер – арт. Андрей Винокуров
Смирнов – арт. Игорь Чирва
Удинцов - арт. Алексей Лобанов
Игнатьев - арт. Артем Довгополый
Жанен - нар.арт. РФ Владимир Яковлев, арт. Степан Догадин
Керенский - засл. арт. РФ Александр Булдаков
Боцман – арт. Евгений Солонинкин

Премьера спектакля состоялась 4 ноября 2005 г.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16

Из аннотации:

Кто Вы, Александр Васильевич Колчак? Что знаем мы о Вас? Мы пытаемся понять и разобраться в том, кто же были Вы для России, для нас, живущих сегодня и для тех, кто придёт после нас, для истории? Из осколков воспоминаний знавших Вас людей, из писем и дневников, из архивных документов рождается Ваш портрет – человека, противоречивого до крайностей. Одни называли Вас идеалистом и романтиком, который по своему незнанию жизни напоминал последнего российского императора. Вы были пропитаны и одержимы чувством великой справедливости.

С другой стороны, Колчак - палач, вешатель, диктатор, погубивший огромное количество людей. И Вы же - отважный полярник, исследователь Севера, совершивший не одну опаснейшую и рискованнейшую экспедицию в Арктику, талантливый военный и флотоводец.

Ваше имя могло бы стоять рядом с именами Суворова Нахимова, Макарова. Но, история не терпит сослагательного наклонения - что было бы, если…Ваша судьба распорядилась иначе…

«Не мне оценивать и не мне говорить о том, что я сделал. Но я знаю одно, что я нанёс… всем тем, кто предал и продал нашу Родину, тяжкие и вероятно смертельные удары…» - А.В.Колчак.

Статья Любови Лебединой, спец. корр. «Труда»

ЧЕСТЬ ДОРОЖЕ ЗОЛОТА:
ГЕОРГИЙ #ТАРАТОРКИН ЛЕТАЕТ ИЗ МОСКВЫ В СИБИРЬ, ЧТОБЫ СЫГРАТЬ АДМИРАЛА КОЛЧАКА

Георгий Тараторкин буквально на сцене Иркутского драматического театра имени Охлопкова выступает в роли Верховного правителя России, расстрелянного в 1920 году большевиками.

Так кто же он в спектакле охлопковцев: защитник Отечества или враг народа? Диктатор, заключивший союз с англичанами, американцами, французами, чтобы бороться с советской властью, или игрушка в руках политиков? На эти вопросы должны ответить сами зрители. Театр дает им право выбора, подробно рассказывая, как жернова истории перемалывали этого честного, интеллигентного человека, способного на ратные подвиги и великую любовь к двум женщинам – Софье и Анне.

С одной стороны, спектакль напоминает документальную хронику, поскольку в нем много биографических сведений об Александре Колчаке. С другой – это почти шекспировская трагедия, где льются реки человеческой крови, а судьбы подчиняются року. Не случайно у режиссера Геннадия Шапошникова и сценографа Виктора Герасименко родился образ в виде обледенелого разбитого вагона, сошедшего с рельсов. Эта постановка напрямую связана с историей Иркутска, с теми местами, где бывал адмирал, что придает ей особую убедительность. Поэтому отбор деталей в спектакле велся очень тщательно. Взять хотя бы портсигар Колчака, который то и дело достает Тараторкин, но так и не закуривает. У этого портсигара тоже есть своя «биография». Когда Александра Васильевича утром 7 февраля 1920 года вывели на расстрел – он достал его и подарил «братишкам» на память. А когда на подмостках идет венчание 29-летнего Колчака с Софьей Омировой, то публика вспоминает хорошо ей знакомую Харлампиевскую церковь, где это случилось.

События в спектакле разворачиваются стремительно, один черно-белый «кадр» сменяется другим, года летят, как падающие листья клена. Вот Софья (Марина Елина) поднимает один из них и вспоминает 1918 год, когда большевики отстранили ее мужа от командования Черноморским флотом и приказали сдать золотую саблю, полученную за храбрость в боях под Порт-Артуром. После этого одиноко сидящий Колчак резко встает и выбрасывает саблю со словами: «Море меня наградило, морю я и возвращаю награду». Зрители видят, каких усилий стоит ему не закричать, не сойти с ума от несправедливости и позора. Тараторкин играет на грани нервного срыва, кажется, что его сердце вырвется из груди…

Я спросила актера, почему он согласился выступить в спектакле, поставленном за тысячи километров от Москвы, Георгий Георгиевич ответил:

- Когда я прочитал пьесу иркутского автора Сергея Остроумова, то открыл для себя уникальную личность – полярного исследователя, храброго морского офицера, в силу обстоятельств ставшего диктатором, но таковым по своему характеру не являвшегося. Мне нестерпимо захотелось его «оживить». Я вспомнил лейтенанта Петра Шмидта, сыгранного мною много лет назад в ленинградском ТЮЗе у Зиновия Корогодского. Казалось бы, руководитель восстания на крейсере «Очаков» не имеет ничего общего с убежденным монархистом Колчаком, и вместе с тем они чем-то похожи. В первую очередь, это люди высокого долга, не изменяющие своим убеждениям. К сожалению, в Москве мне таких ролей сейчас не предлагают. Столичные коллективы настолько увлеклись коммерцией, что забыли о театре – «кафедре». Мне этот путь кажется тупиковым, потому что театр обязан жить судьбой своей страны, ее прошлым и настоящим.

Георгий Тараторкин не идеализирует своего героя. Он проживает судьбу изначально порядочного человека, обреченного нести свой крест, когда вокруг все рушится. По сути, весь жизненный путь Колчака – это вечный поединок со смертью. Вот почему режиссер вводит этот символический образ в облике красивой женщины. Смерть (Виктория Инадворская) стоит за плечами Колчака, дрейфующего на льдине в Заполярье. Она насмехается над его патриотизмом, когда он, вопреки здравой логике, уезжает из Шанхая в Россию, предвидя свою гибель. В конце концов эта страшная женщина, не знающая сострадания ни к одному из смертных, делает исключение для Колчака. На мгновение она возвращает его из небытия, чтобы он узнал о дальнейшей судьбе своей второй жены Анны. (Первой удалось уехать с сыном за границу.) И тут адмирал впервые плачет. Его смерть кажется ему счастливым избавлением по сравнению с тем, что пришлось пережить Анне (Евгения Гайдукова), последовавшей за ним в тюрьму и после этого просидевшей 39 лет в сталинских лагерях.

Это сложное переплетение документальной хроники, жанровых сцен и мистики выглядит в спектакле на удивление органично, потому что объединено исповедью человека, пытавшегося жить по законам чести. Ведь что стоило Верховному правителю, в руках которого находился золотой запас России, взять несколько слитков и исчезнуть вместе с Анной где-нибудь в Швейцарии… Но тогда это был бы другой человек.

О том, что Тараторкин играет Колчака в Иркутске, я узнала случайно. Будучи скромным человеком, он не стал трезвонить о своих планах. Я не уверена, увидит ли кто-нибудь еще из столичных журналистов этот спектакль в Иркутске, но мне бы очень хотелось, чтобы его показали в Москве. Ибо это тот редкий случай, когда сама история стучится в сердца зрителей. И таких спектаклей в столице сегодня практически нет...

И еще. На том месте, где тело Колчака было сброшено в прорубь, сегодня стоит белый деревянный крест, который светится, когда на него падают солнечные лучи. Убийцы Колчака, решившие спрятать концы в воду, сами того не желая, как бы совершили традиционный морской обряд. И Ангара приняла Колчака в свои объятия.