Найти тему
Журнал ПРИГОРОД

Понятно о неприятном - 3

Оглавление

«Пригород» продолжает публиковать мнения экспертов о последствиях санкций и о том, как уход международных компаний повлияет на занятость и доходы россиян, как отразится в бизнесе и промышленности. Сегодня мы приводим мнение экономиста Дмитрия Прокофьева.

Дмитрий Прокофьев – о цене труда и о занятости

Важная история о том, что «увольнение» (как говорят люди) и «высвобождение труда» (как выражаются начальники) - это не одно и то же.

Для того, чтобы понять разницу, нужно сначала понять суть проблемы.

Первое - как устроена экономика РФ? Это «сырье в обмен на оборудование и потребительские товары плюс военно-промышленный комплекс»

Это без оценок, это ни хорошо, и не плохо, просто «так есть». Отельные «производства» с этой точки зрения, ничего не меняют, у нас не «производственная страна», а сырьевая и торговая, что тоже нормально.

Второе. Если в стране с такой структурой экономики вы хотите экстренно раскрутить производство, то испытанный способ состоит в том, чтобы снизить «цену труда», одновременно снижая уровень жизни людей или замедляя темпы его роста. Чтобы у «производственников» выросла норма прибыли в сравнении с другими секторами.

Теоретически можно попытаться не совсем уж удешевлять труд, но тогда вам нужно обеспечивать постоянный приток капитала. Ну, а если притока капитала нет, то придется выжимать все возможное из труда

«Выжимать все из труда» можно разными способами

А) «Мягкий способ» - это задержка темпов укрепления национальной валюты. Например, чем дешевле рубль по отношению к доллару, тем меньше импортных товаров пойдет в страну, тем проще будет местным «производственникам» (Кстати, создание валютных резервов тоже служит этой цели).

Можно и девальвировать валюту - что мы периодически и наблюдаем.  В общем, чем дешевле национальная валюта, тем ниже цена труда в этой стране по отношению к товарам с внешнего рынка

Б) «жесткий способ» - это различные ограничения притока импорта товаров, которые вызывают рост цен на «импортозамещающую» продукцию местного производителя

В) «безжалостный способ» - экстремальное налогообложение потребления, то есть искусственное создание ситуации, когда для покупки элементарного набора товаров и услуг вам придется работать значительно больше времени, чем раньше.

Конечной целью во всех этих случаях является повышение нормы прибыли предприятий. Или увеличение бюджетных доходов, если бенефициаром, менеджером и инвестором таких предприятий является правительство.

Заработанные за счет гиперэксплуатации труда средства их собственники могут направить на то, что считают нужным.

Собственно, сейчас мы видим применение всех трех способов перезапустить и подстегнуть экономику.

Это и «девальвация валюты» вместе с «ростом цен», это и «резкое сокращение импорта», это и - «экстремальное налогообложение потребления». В этом вы можете убедиться, прикинув, сколько вам придется дополнительно работать, чтобы приобрести привычные товары.

В экономической теории сочетание всех этих мер называется «промышленной политикой». В РФ много раз говорили о «возрождении производства», так вот, в существующих условиях возрождение пока выглядит именно так.

А «высвобождение рабочей силы» - это, действительно, не «увольнение». Это термин, обозначающий ключевой элемент этой самой промышленной политики, в рамках которой люди, под угрозой потери работы, будут вынуждены соглашаться на снижение зарплаты. Или ты работаешь за меньшие деньги там, где скажут, или не работаешь вообще.

Для того, чтобы создать избыточное давление предложения на рынке труда, не надо «увольнять всех» - надо уволить одну, сравнительно небольшую часть, другой части - снизить зарплату, а остальные все сами поймут. Так это и работает.

Это не случайное стечение обстоятельств. Так и было задумано .

Телеграм-канал Дмитрия Прокофьева «Деньги и песец»

P.S.

Как сообщает «Деловой Петербург», около 13,5 тыс. работников в Петербурге уже находятся в «простое».  Автозаводы, логистика, аэропорт... Это пока не увольнение, первые симптомы.

А всего явная и скрытая безработица в регионе может достичь показателя 100-120 тыс. человек. Экономист Наталья Зубаревич считает, что кризис тяжелее всего ударит по «миллионникам», с их развитой сферой услуг, туризмом и пр.

«Пригород» считает безработицу и связанное с ней снижение уровня доходов главной угрозой рынку недвижимости. Невозможность выплачивать ипотечные кредиты приведет к росту числа дефолтных квартир. Снизятся ставки жилой аренды.

Здесь важен не количественный момент, а качественный: как только собственники жилья, выставленного на продажу, сообразят, что с каждым днем промедления их собственность теряет в цене – вот тут и может случиться перелом тренда.

А новостройкам падать некуда – у них себестоимость... Примерно как в США в 2008-м. Кстати, загородный рынок в этом плане безопаснее. Кредитов нет, больших проектов (требующих «длинных» денег) тоже нет.

Хуже всего тем поселкам, где деньги (за участки) уже получены, а сети и дороги еще не проложены. Но и это не так драматично, как МКД, построенный и проданный на 30%..

Дмитрий Синочкин

Вернуться на страницу журнала "Пригород"