Федерация является «сложной многомерной социальной системой, представляющей собой, с одной стороны, совокупность составляющих ее элементов (государств, государственно-территориальных и территориальных образований), а с другой – определенную целостность, государственное единство» [1, с. 105].
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936). Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». В федерации, кроме того, виделся государственно-правовой базис мировой социалистической революции, которую проповедовали большевики. В.И. Ленин прямо называл советскую федерацию переходной формой к полному единству трудящихся разных наций.
2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985). Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже, по существу, унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы).
3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 года [2, с. 294]. Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности.
На развитие современного федерализма оказали влияние базовые начала российской федеративной государственности, закрепленные в Конституции РФ:
1) Государственная целостность, предполагающая государственный суверенитет Федерации. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам.
2) Равноправие и самоопределение народов России: равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства.
Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям.
3) Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено [3, с. 98]. Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики. Принцип единства системы государственной власти выражается, прежде всего, в единстве системы органов государственной власти.
4) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне.
5) Юридическое равноправие субъектов РФ: Она специально подчеркивает его важное проявление – равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Н.М. Добрынин выделяет несколько проблем, связанных с предметами совместного ведения:
1) отсутствуют пределы законодательного регулирования по предметам совместного ведения, что приводит к фактическому его размыванию;
2) рамочные по своей природе федеральные законы стали детально регулирующими все сферы общественных отношений, что Конституцией РФ не подразумевается;
3) подзаконные акты были признаны Конституционным Судом РФ фактически одним из способов разграничения компетенции, что явно идет вразрез со ст. 11 Конституции РФ [4, с. 3-4].
Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации [5, с. 117-118].
Библиографический список
1. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. – М., 1994. – С. 105.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2000. – С. 294- 298.
3. Комарова В.Ф. Формы непосредственной демократии в России. – М., 1998. – С. 98.
4. Добрынин Н.М. Конституционная реформа в России: миф или очевидность // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – №9. – С. 3-4.
5. Хабриева Т.Я. Парламентское право России. – М., 2003. – С. 117-118.
https://elibrary.ru/item.asp?id=43123308