Найти тему
ТыжИсторик

Почти детективная история с портретами

Канонический портрет адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. (1745 - 1817 г.г). Художник Пётр Бажанов 1912 г. Изображение из открытых источников.
Канонический портрет адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. (1745 - 1817 г.г). Художник Пётр Бажанов 1912 г. Изображение из открытых источников.

телеграм: https://t.me/fogofwarcannel

Автор: Прохожий.

Долгое время считалось, что до нас не дошло ни одного прижизненного портрета русского флотоводца, адмирала Федора Фёдоровича Ушакова. Объясняли это просто: «Такой вот был человек при жизни, скромный, аскетичный, набожный и не страдавший позёрством. Как говорится, слуга царю, отец солдатам…»

Когда в 1912 г., практически через столетие со дня смерти флотоводца, художник Пётр Бажанов решил написать портрет знаменитого адмирала, опираться на какие-то серьёзные наглядные источники ему не приходилось. Некоторым подспорьем стала медаль, которую Ф.Ф.Ушакову преподнесли благодарные жители греческого острова Кефалонии и гравюра сомнительной достоверности из книги середины XIX века, якобы перепечатки с другой гравюры, созданной при жизни адмирала.

Медаль преподнесённая адмиралу Ф.Ф.Ушакову благодарными жителями острова Кефалония в ознаменование освобождения от французов. На аверсе по кругу: «Доблестный благочестивый Фёдор Ушаков, главнокомандующий русским флотом». На реверсе: крепости Корфу и островок Видо, между которыми стоят 2 французских корабля, а перед Видо — 6 русских кораблей и надпись: «Всех Ионических островов спасителю Кефалония». Изображение из открытых источников.
Медаль преподнесённая адмиралу Ф.Ф.Ушакову благодарными жителями острова Кефалония в ознаменование освобождения от французов. На аверсе по кругу: «Доблестный благочестивый Фёдор Ушаков, главнокомандующий русским флотом». На реверсе: крепости Корфу и островок Видо, между которыми стоят 2 французских корабля, а перед Видо — 6 русских кораблей и надпись: «Всех Ионических островов спасителю Кефалония». Изображение из открытых источников.

Тем не менее, портрет удался на славу и, со временем, превратился в канонический. Кажется, что из глубины веков на нас смотрит утончённый, благородный и величественный вельможа. Есть мнение, что Пётр Бажанов применил модный в его эпоху и близкий к иконографии, живописный приём, так называемый давидовский канон, по которому, в целях придания образу большего благородства и аристократизма, лицо портретируемого заведомо удлинялось. При этом, живописец всё же старался сохранить ряд индивидуальных черт личности.

В 1943 г., с подачи Наркома ВМФ СССР Н.Г.Кузнецова, возникла идея создания флотоводческих орденов для награждения отличившихся офицеров военно-морского флота. В качестве достойных примеров для увековечивания на орденах были выбраны русские флотоводцы Ф.Ф.Ушаков и П.С.Нахимов. При этом, если с образом Нахимова всё было понятно, то для барельефа Ушакова был взят тот самый портрет Петра Бажанова. Тем более, что многие совершенно искренне считали его прижизненным и, что немаловажно, вполне удачным с художественной точки зрения.

Флотоводческие ордена Ушакова I и II степеней. Изображение из открытых источников.
Флотоводческие ордена Ушакова I и II степеней. Изображение из открытых источников.

Тем не менее, по инициативе руководства СССР были предприняты попытки выяснить, как всё-таки выглядел адмирал Ушаков. Каких-то других достойных внимания изображений найдено не было. Пришлось поднимать архивные документы, из которых удалось установить, что флотоводец был захоронен в Мордовии, в Санаксарской обители, где настоятелем некогда был его родной дядя. Несмотря на военное время, в монастырь была снаряжена целая научная экспедиция. Прибыв на место, учёные обнаружили полный разгром и запустение.

Однако, после непродолжительных поисков, могила флотоводца была найдена. При эксгумации были обнаружены костные останки в окружении полуистлевших обрывков морского мундира. В дальнейшем они и послужили основой для канонизации Ушакова православной церковью. В ранее ограбленном захоронении также был обнаружен адмиральский погон, что развеяло последние сомнения в принадлежности могилы. При всём уважении к Мордовии, адмиралами она была не богата.

Адмиральский погон, обнаруженный в захоронении Ф.Ф.Ушакова на территории Санаксарской обители. Изображение из открытых источников.
Адмиральский погон, обнаруженный в захоронении Ф.Ф.Ушакова на территории Санаксарской обители. Изображение из открытых источников.

Череп для воссоздания внешности адмирала Ушакова был передан в мастерскую великого антрополога и гения научной пластической реконструкции М.М.Герасимова. И вот здесь учёных ожидал первый сюрприз. Получившийся скульптурный портрет адмирала Ушакова оказался совсем не похож на канонический утончённый образ Бажанова. Великий флотоводец предстал в весьма неоднозначном виде – суровые, грубые черты лица, голова с массивной челюстью, мясистым носом и нависающими надбровными дугами. Герасимов немедленно подвергся уничтожающей критике:

- Ну что вы, батенька, напридумывали. Такая же петрушка, как и с реконструкцией облика Андрея Боголюбского. Тогда вас всего-навсего просили воссоздать русского князя, а вы нам, прости господи, какого-то татарина подсунули. И вот опять…

Скульптурный портрет адмирала Ф.Ф.Ушакова по версии антрополога М.М.Герасимова. Фото из открытых источников.
Скульптурный портрет адмирала Ф.Ф.Ушакова по версии антрополога М.М.Герасимова. Фото из открытых источников.

Тем не менее, методика Герасимова была строго научной, а её эффективность подтверждалась многочисленными контрольными опытами, выполненными учёными на криминалистических объектах. Однако, это не помешало научному сообществу долгое время воспринимать скульптурный портрет, как некое созвучие работе Бажанова - «я художник, я так вижу», возможно, в нём что-то есть, но тема явно проработана слабо.

В 1947 году антрополог Герасимов отправился в Мордовию, в славный город Темников, чтобы отчитаться перед земляками адмирала о проделанной работе. Для просвещения горожан он прочитал несколько лекций о восстановления лица по черепу методом пластической реконструкции и преподнёс в дар краеведческому музею бюст Ушакова. Каково же было удивление Герасимова, когда одна из слушательниц, мельком взглянув на скульптурный портрет, заявила: «Знаю я этого барина в красивом мундире, он у меня в светёлке на стене висит...»

Портрет адмирала Ф.Ф.Ушакова принадлежавший А.П.Васильевой. Изображение из открытых источников.
Портрет адмирала Ф.Ф.Ушакова принадлежавший А.П.Васильевой. Изображение из открытых источников.

Слушательницей оказалась Александра Профирьевна Васильева, некогда служившая в художественной мастерской местного фаянсового завода. По её словам, после революции всё экспроприированное буржуйское добро складировали в Троицкой церкви города Темников. Потом райисполком занялся распределением имущества среди нуждающихся горожан. Так ей достался некий портрет «статного барина», который Васильева, имевшая отношение к творчеству, даже немного подновила своими силами. Однако, даже с учётом «домашней реставрации», с первого взгляда на картину становилось понятно – то же лицо, что и на скульптурном портрете Герасимова. В результате дальнейшего изучения портрет был атрибутирован началом XIX века и стал считаться прижизненным портретом адмирала Ушакова, ещё раз подтвердив действенность метода пластической реконструкции.

Казалось, в вопросе определения внешности адмирала Ушакова можно было ставить точку – вот вам два независимых надёжных источника. Но, история на этом не заканчивается. В начале 2000-х годов в монастыре Пресвятой Богородицы Высокой на острове Корфу при загадочных обстоятельствах был найден портрет неизвестного в военном мундире со множеством наград. Общеизвестная версия: монахи разбирали завалы в заброшенных кельях и случайно наткнулись на картину. Подняв монастырские летописи, святые отцы обнаружили запись, что в 1800 году, в один из визитов, русский адмирал Ушаков подарил обители свой портрет.

Портрет адмирала Ф.Ф.Ушакова из монастыря Пресвятой Богородицы Высокой (Корфу, Греция). Изображение из открытых источников.
Портрет адмирала Ф.Ф.Ушакова из монастыря Пресвятой Богородицы Высокой (Корфу, Греция). Изображение из открытых источников.

При ближайшем рассмотрении было подмечено, что портрет, найденный в Греции, написан под сильным влиянием иконописного канона и не очень похож на скульптурную реконструкцию Герасимова. При этом, по мнению искусствоведов, в нём прослеживается явная художественная связь с работой Бажанова. То есть, канонический портрет 1912 года, получил свой, такой же независимый источник, подтверждающий правоту мастера, а вопрос внешности адмирала Ф.Ф.Ушакова и по сей день остался дискуссионным.

Примечательно, что в самом начале статьи мы упоминали о прижизненном портрете адмирала Ушакова на медали. Так вот, он вообще не похож ни на один из известных образов флотоводца и стоит особняком.

телеграм: https://t.me/fogofwarcannel

Ссылка на канал автора: Есть такая военная тема

по ссылкам ниже и найти себе уютное чтиво на ближайшее время)

-8

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель

Техника и жизнь | Yandex Zen