Задумывались ли вы когда-либо о истоках наших повседневных традиций? Почему славяне так бережно относились к природе? Ответ достаточно прост: они искали способы построения спокойной и счастливой жизни, где отношениям с окружающим миром отводилось особое место. Рассмотрим подробнее, как это проявилось в обряде новоселья.
Гармония с окружающей природой выступала основой для мировоззрения древних восточных славян. Поэтому наши предки бережно относились к природе и верили, что все вокруг живое и населено различными духами, низшими и высшими божествами.
Но это все большой мир, в котором один единственный человек способен раствориться в море разнообразия. Поэтому древним славянам важно было выстроить свой собственный мир - свой небольшой космос. Основными претендентами на такую роль являются семья - духовная сущность микрокосма - и жилье - материальное воплощение микрокосма. Создание микрокосма происходило через применение ряда обрядов, которые подробнее рассмотрим ниже.
В данной статье мы не будем останавливаться на процессе создания жилья, поскольку эта тема заслуживает отдельного материала. Единственное отметим, что при строительстве также использовались обряды, которые, во-первых, должны были проверить безопасность возведения жилья именно в этом месте. Славяне боялись нарушить существовавший в природе порядок вещей, что могло привести к несчастьям в новом доме. Во-вторых, применялись обряды, которые должны были приносить удачу, оберегать жилье от зла.
Вход в дом
После проведения обрядов и окончания строительства владельцы жилья должны были провести ряд обрядов, связанных с новосельем. Как и в любой древней религии самой большой жертвой была человеческая. Поэтому славяне для проверки безопасности жилья использовали следующий ритуал: он длился семь дней, а каждый день в дом запускали новое животное. Если на следующее утро с животным ничего плохого не происходило, то запускали следующее животное. В противном случае наши предки могли отказаться от заселения в этот дом и были вынуждены строить новый дом.
Последовательность животных в данном ритуале была следующая: кот с кошкой, петух с курицей, поросенок, овца (или коза), корова, лошадь. С одной стороны, данные животные выстраивались по степени значимости, но с другой стороны, кошке и петуху приписывали самые важные качества: они были способны видеть и изгонять нечистую силу.
На седьмой день в дом ночевать мог наконец-то зайти человек, но риск оставался все таким же значительным. Поэтому чтобы обезопасить семью в новый дом мог войти старый человек, который готов был принять удар нечистых сил и погибнуть от их негативного влияния. Или на пороге дома рубили голову курице, а ее мясо не употребляли в пищу.
Только после этого в дом могли войти другие члены семьи. Но и здесь был особый ритуал. Сквозь раскрытую дверь бросали клубок ниток, держась за нитку через порог переступал глава семьи. Остальные члены семьи выстраивались по старшинству. Глава семьи как бы перетаскивал их через порог в дом. Данный ритуал символизировал семейное единство, вход в новую жизнь.
Связь нового и старого жилья
Важным элементом микрокосма был домовой, который считался духом избы. Если дом строили заново, например, после пожара, то домового из сгоревшего дома старались перенести в новый дом. Для этого с уговорами домового переносили в стоптанном лапте или на лопате, при помощи которой сажали хлеб в печь. Селился домовой в подполье под печкой.
Также древние славяне считали, что у дома тоже есть Доля, которую также старались перенести, если в предыдущем доме жизнь была хорошей. Для проведения этого ритуала использовались предметы, которые символизировали "обжитость": идолы (позже иконы), домовой сор, огонь очага. Переносили только часть сора, а остальной полностью выметался из дома, чтобы в нем "не осталась Доля".
Как правило, данный ритуал могли совершить только те люди, у которых были дети, поэтому иногда приходилось просить друзей или родственников, чтобы они провели этот обряд.
В старом доме хозяйка начинала выпекать хлеб, доводила его до состояния полуготовности, а затем переходила в новый дом, где допекала этот хлеб до конца.
Одним из завершающих обрядов по созданию микрокосма выступало зажжение огня в печи. В тоже самое время это была своеобразная юридическая процедура, которая закрепляла право собственности на дом, т.к. теперь он воспринимается полностью обжитым.
Завершалось новоселье застольем. На него гости несли хлеб-соль, что должно было принести достаток в дом. Кроме того, старались, чтобы первым из гостей зашел хозяйственный мужчина, что также должно было принести достаток в дом.
Источники: Славяне. Культура и быт славян. http://www.ruistor.ru/slavyane_kult.html
Кабатов С.А. Обрядовые действия населения Древней Руси, связанные со строительством нового дома. Ярославский педагогический вестник. № 1. 2017.
Подписывайтесь на канал. Впереди еще больше фактов.
#история #история россии #история древней руси #обряды #народные верования #история славян #славяне #славянская мифология #жилье #новоселье