Высокочастотный вой гоночного спортивного мотоцикла ни с чем не спутаешь. Может меняться тембр и глубина в зависимости от количества тактов, цилиндров и конфигурации двигателя, но это всегда именно вой больше похожий то ли на очень злую пчелу, то ли на не менее злого комара. Когда проносится рядом буквально в паре метров от тебя единый организм из металла, резины, пластика и живой плоти (как правило) в ярком цветастом комбинезоне и шлеме, ощущение что воздух ещё примерно пару секунд сжимается и это можно ощутить кончиками пальцев. И так громко что беруши особо не спасают. Потому когда работаю на соревнованиях предпочитаю их (бируши) не одевать. Возможно оглохну на какое-то время, но знаю что захочу ещё... И ещё... И ещё.... Мммм.... Кайф! Это как наркотик. Да, я бензанутый. И ты тоже... Иначе не понимаю что ты тут делаешь.
Сегодня у нас на обсуждении Isle of Man Tourist Trophy. Добро пожаловать, Занимайте свободные места, мы начинаем.
Isle of Man Tourist Trophy проводится с 1906-го года (То есть уже 118 лет) с перерывом только на две мировые войны, в 2001-м из-за Британской вспышки ящура и в ковидные 2020-2021-й. На данный момент это старейшая гонка которая когда-либо проводилась на нашем земном шарике. Самое главное, она сохранила свою уникальность. Как так получилось? С современной точки зрения, весьма забавно.
В 1904-м году на всей территории Великобритании ввели ограничение скорости в 20 миль в час. Ну или в привычной нам мере измерения 32 кэ мэ чэ. Но гонятся то хочется! И Автомобильные клубы Великобритании и Ирландии обращаются к властям острова Мэн. Те пошли навстречу и перекрыли для них 25,5 км дорог. Хотя официальную историю принято отсчитывать с 1907-го. Но давайте будем считать фактическую днюху гонки 1904-й, ладно?
У любой гонки с 120-ти летней историей проведения почти без перерыва есть свои уникальные особенности которых нет ни у какой другой гонки. Приготовьте свою пятерню и загибайте пальцы...
Арни, ты просто с велосипеда упал и обиделся на всех двухколёсных скрутив его в бараний рог. Пришлось в металлолом сдавать... Да и тебе-то чего боятся? Ты же терминатор!... (Постучал по лбу Арни пальцем, при этом на весь бар был чётко слышен металл постукивания) Теперь будешь шарахаться даже от детского велосипеда? Серьёзно?
Алиса, налей ему высокооктанового и пусть идёт вход контролирует. Пока его помощь тут не нужна.
Да, у меня терминатор работает в качестве вышибалы и охраны на входе. Не спрашивайте как с ним договорился, сам не понял... И вообще, могу себе позволить!
Так... О чём это я... Ах да...
Примерно в начале своей истории проводились гонки и на автомобилях. Также между двумя мировыми войнами на острове прошли парочка внезачётных этапов Гран-При. Не удивляйтесь, такое было в порядке вещей вплоть до конца 80-х. Ещё в порядке вещей было то, что гонщик Ф1 в свободные выходные мог запросто заявится в гонку Ф2, Ф3, спорткаров, прототипов, на ралли. Гонщик должен гоняться.
Казалось-бы всё, гонок нет... (Шеф всё пропало.... Всё пропало...) Но чтобы сохранить уникальную гонку, её начали проводить по регламенту Tourist Trophy. А с 1989-го уже под контролем департамента туризма и проводится как фестиваль Isle of Man Tourist Trophy. Что касаемо FIA, то они усиленно делают вид что гонки не существует.
Кстати, принять участие в них может практически любой. Но как обычно Lamborghini Diablo прячется в деталях. Для начала нужно чтобы у тебя были определённые достижения в национальных чемпионатах по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Какие именно лезь в интернет и смотри. Я не собираюсь тут всё рассказывать. Давай, давай, ручками... Прояви самостоятельность как взрослый. Кто знает, может будешь третьим российским гонщиком принявшим участие в гонке вокруг острова. Первым был Борис Михайлович Кремлев-Толокнов в далёком 1913-м году. Правда сошёл из-за многочисленных поломок. Вторым стал Данила Александрович Краснюк в 2019-м году принявшим участие в классе Junior GP. Один раз правда упал, но обо всём этом лучше посмотреть фильм об этом. Не знаю есть ли он на Рутубе, на Ютубе точно есть. Ну и конечно учитывай наличие британской визы и британскую же бюрократию. Там у них норма что ты подал все нужные документы, а тебе ответили спустя год за месяц до гонки. Но конечно если твоё имя Valentino Rossi или Loris Capirossi тебя допустят максимально быстро. Вот только чемпионы MotoGP и WSBK редко участвуют в гонке... А жаль...
Теперь о том как это мероприятие проходит.
Гонка проводится в конце мая по начало июня и если посчитать все заезды разом гонка идёт неделю. В них входит практика, квалификация и собственно сама гонка. Всего гонщик во время главного заезда должен проехать 6 кругов. Общая протяжённость дистанции равна 226,3 миль. Или 364,3 километра в привычном для нас метричном измерении.
Разделение по классам конечно-же есть. Итак:
В категории Superbike TT и Senior TT выясняют отношения на мотоциклах минимальной массой в 165 кг. Двигатели тройки или четвёрки обьёмом от 750 до 1000 кубиков. Либо двойки объёмом от 850 до 1200 кубиков. Разрешения по доработкам довольно либеральные. Можно вносить изменения в двигатель, подвеску, тормозную систему. Средняя мощность около 200 лошадок.
В категории Supersport TT спорят спортивные мотоциклы весом минимум 161 кг, с четвёрками объёмом от 400 до 600 кубиков, тройки от 500 до 675 кубиков и двойки от 600 до 750 кубиков. Как правило в этом классе гоняют на 600-ках, а дистанция сокращена до 4-х кругов, то есть 150,92 мили или 242,9 километра.
Класс Lightweight TT, в нём воют двойки объёмом до 650 кубиков.
Также есть класс Zero TT для электромотоциклов
И отдельный класс Classic TT. Соответственно для классических мотоциклов. На нём вполне реально увидеть уже гоночные ретро-мотоциклы в привычной среде обитания.
Также есть класс Superstock TT. По факту, гражданский мотоцикл который ты купил у дилера и решил на нём сразу заявится в серьёзную гонку. Да, так тоже можно. Главное чтобы твоя ракета была минимальной массой 172 кило, ну и за обтекателями скрывалась тройка или четвёрка объёмом от 750 до 1000 кубиков, ну или двойка объёмом от 850 до 1200 кубиков.
Ещё есть для новичков вышеупомянутый уже Junior GP в котором как раз и гонялся Данила. По сути, мотоциклы подготовленные для национальных соревнований по требованиям FIM, либо местных автоспортивных федераций.
Давай теперь представим что тебе прислали приглашение организаторы, у тебя есть возможность приехать на остров, есть нужные визы, есть гоночный аппарат под выбранный тобой класс, есть возможность приехать, есть друзья которые готовы с тобой двинуться с тобой в далёкое путешествие чтобы оказать тебе ментальную, моральную, техническую и какую ты там ещё придумаешь поддержку.
Ты заряжен, ты готов, хочешь выкручивать ручку газа до отказа... А теперь сядь на место и внимательно слушай.... Алиса, пинту пива ему, пусть подумает нужно ему оно или нет.
Организаторы прекрасно понимают сложность трассы, и поверь, они очень хотят чтобы ты финишировал на своих двоих колёсах, потому даже если ты Valentino Rossi, Sebastian Ogier, Lewis Hamilton или.... Arkadiy Tsaregradtsev...
Кстати, особенность трассы накладывает особенности на вождение мотоцикла. Тормозят перед поворотами здесь очень рано, но повороты всё равно проходят намного быстрее чем на стационарной трассе. Как-бы асфальт не автодромный, а обычный уличный, пусть и очень хороший. И у него есть особенность менять сцепные свойства в зависимости от множества факторов. И поверь, ты сначала просто физически не сможешь ехать быстрее 19 минут. Будет страшно.
В перерыве между основными заездами гонщики предпочитают брать свою машину или прокатную и по трассе ездить... Ездить... Ездить... Чтобы в памяти откладывалась трасса. А перед тем как спать смотрят онборды и гоняют в игры в которых эта трасса есть.
Также это вторая гонка в которой на мотоциклах на постоянной основе есть пит-стопы. Первая это 24 часа Ле-Мана.
Есть ещё особенность характерные только для Isle of Man. Гонщика провожают на трассу с объятиями, рукопожатиями и слезами, словно готовясь к тому что его больше не увидят живым.
Почему-же эти безумцы на воющих ракетах уже больше 100 лет вновь и вновь возвращаются на остров? Почему-же они прекрасно осознавая смертельные риски с упорством маньяка откручивают ручку газа и летят на прямиках за 300 буквально взлетая? Почему-же они это делают? В моём понимании, есть три ответа.
Первый: Другой подобной гонки нет и больше не будет никогда.
Второй: Это битва не с другими гонщиками и не с временем. Это битва самим с собой. Каждый гонщик бросает вызов в первую очередь себе, а уже после трассе, воле случая и другим гонщикам. Несмотря на то, что непосредственно на трассе гонщики пересекаются, по большему счёту они едут одни.
И наконец третий: Чем опаснее и смертоноснее мероприятие, тем больше будет смельчаков желающих в этом самом мероприятии победить. Ну или хотя-бы поучаствовать. Как известно, свет притягивает мотыльков. А вот выживут они после такого знает только старуха с косой.
Да и согласись, откручивать ручку газа до упора, чиркая плечом стену возрастом старше США... Это ни с чем не сравнимо и ни одна другая гонка тебе не даст.
Но ещё безумнее только Ulster GP... Сами посмотрите. Несмотря на то, что трасса "всего" 11,9 километра или 7,4 мили... Здесь едут все разом! Правда она уже как 4 года не проводится.... Надеюсь пока-что.
Ещё у Isle of Man Tourist Trophy есть гимн. Неофициальный правда. Но он гонке подходит просто прекрасно.
Безумство храбрых не появляется из ниоткуда. Это титанический характер выкованный в единый организм из механики, живой плоти и упорства маньяка несмотря на множество падений и переломов. И если ты вышел на старт этой самой безумной гонки и финишировал на своих двоих...
А ты читатель потыкай там чего-нибудь, и пиво оплатить не забудь.
До встречи в нашем баре. Скоро будет ещё статья.
Сюда кидать на масло для Алисы и для Арни. 2202 2068 0284 7264. Можете прям так и написать "Для Алисы и для Арни". Заходите ещё, будем вам очень рады)
Отдельно хочу выразить благодарность ламповому паблику ВК Oldschool Motorsport за две крутые исторические фото, и за то, что позволяют использовать их фото в статьях. Зайдите и к ним в гости тоже и передайте привет от Алисы) Вот ссылочка https://vk.com/oldschoolmotorsport