832 подписчика

«Токийский гуль» Суи Исиды: "zakki" (невероятной красоты артбук по прославленной манге)

103 прочитали

Наиболее стремительные поклонники «Токийского гуля» уже могут соприкоснуться с финалом этой по-своему незабываемой саги (последняя книга поступила в продажу!); мы же пока обратим внимание на уникальную для наших просторов вещь – артбук по манге! То есть сто с небольшим страниц самых впечатляющих картинок – обложек, иллюстраций, черновиков, собранных в одну кучу с одной только целью – наслаждаться красотой искусства, талантом замечательного мангаки!

Как пишет сам Суи Исида, его прошлые работы в нём «особых чувств уже не вызывают»; но раз уж поступило предложение собрать их воедино, он честно всё пересмотрел и снабдил краткими текстами – в надежде, что кто-то и впрямь получит «удовольствие, рассматривая их и читая мои бестолковые комментарии». При этом к собственным работам скромный мангака относится зачастую без должного почтения – с чем мы, пожалуй, всё-таки не согласимся:

Какие-то из них хорошие, другие – не очень (но видно, что я старался), третьи – откровенно плохие; разные версии и варианты, тщательно проработанные и сделанные на скорую руку. Рисунков так много, и все они очень разные, но если проследить путь их создания, то можно вспомнить, какие мысли меня тогда одолевали, на каком уровне мастерства я в тот момент находился, а главное – что за обстоятельства сопровождали мой рабочий график…
Однако все эти иллюстрации неразрывно связаны друг с другом и складываются в единую картину.
Разворот из артбука Суи Исиды «Токийский гуль: zakki» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из артбука Суи Исиды «Токийский гуль: zakki» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Сразу надо сказать, что артбук практически лишён чёрно-белых изображений – тех самых, что и составляют саму плоть любой манги. Акцент сделан на цветных иллюстрациях – которые предназначались для обложек, специальных вкладок и разнообразных рекламных материалов. И надо признать – собранные вместе, они производят весьма сильное впечатление; оно и правда куда сильнее, нежели когда ты видел это всё по частям, том за томом.

Почему так? Лично для меня ответ прост: я всё-таки первым делом слежу за сюжетом. Изображения, несомненно, имеют значение, но глаз радуется – а пальцы уже спешат перевернуть страницу: что там дальше, дальше-то что?!.

Артбук в этом отношении принципиально иначе устроен – сам альбомный формат настраивает на неспешное созерцание. И ты замечаешь то, что в иной раз, быть может, поспешив, не заметил бы, проглядел. Замечаешь красоту. И в ней – любовь автора к своим персонажам.

Разворот из артбука Суи Исиды «Токийский гуль: zakki» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из артбука Суи Исиды «Токийский гуль: zakki» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Было нелегко совмещать рисование основной серии и создание цветных иллюстраций. На тот момент для меня это было ещё непривычным делом.

Сами комментарии Исиды интересны постольку поскольку; какой-то особенной глубины в них нет. Здесь с нами говорит не автор довольно крупного и яркого произведения о противостоянии двух обществ, где взаимная ненависть выражена в буквальном поедании и истреблении друг друга, а миссия главного героя проникнута гуманистическим духом. Тут слово берёт именно что художник – и весь его рассказ сводится, в основном, к воспоминаниям о том, какие обстоятельства сопровождали создание того или иного рисунка.

Он перечисляет программы, в которых работал («Контур был создан в ComicStudio, а красил я в SAIи Painter»), и сетует на проблемы, которые возникают иногда в цифровом мире («Рисовать на компьютере удобно, но всегда очень страшно: а вдруг что-нибудь зависнет?»).

Размышляет о цвете («Закончив рисунок, я долго выбирал между цветовыми гаммами и в итоге остановился на красных тонах») и композиции («Композицию я не продумывал, поэтому, как мне сейчас кажется, рисовал эту иллюстрацию без особой уверенности»).

Признаётся в том, что некоторые нюансы рисунка вовсе не были таковыми задуманы («На Канэки ушло столько времени, что на прорисовку сестёр у меня уже не хватило сил»), и размышляет, насколько сильно изменилось бы изображение, возьмись он за него в другое время («Интересно, а что бы я нарисовал для этой главы сейчас?»).

…Мы едва успевали делать основную серию, а редактор без моего согласия навесил на нас ещё и эту дополнительную историю. Как же я тогда злился.
С другой стороны, я научился справляться с гораздо большим объёмом работы за короткие сроки, так что в конечном счёте это можно считать ценным опытом.
Разворот из артбука Суи Исиды «Токийский гуль: zakki» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из артбука Суи Исиды «Токийский гуль: zakki» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Вместе со знакомыми портретами появляются и уникальные, ранее не публиковавшиеся материалы – например, черновики, зафиксировавшие «отдельные этапы создания иллюстрации» или «несколько разных версий», из которых выбирался итоговый вариант. Есть и забракованные самим автором иллюстрации – хотя никак не скажешь, что они хоть чем-нибудь хуже прочих («Всё думал, может, где-нибудь задействую этот рисунок, но в итоге он так и не пригодился»).

Закончив этот рисунок и отправив его на утверждение в издательство, я почему-то засомневался, стоит ли его использовать, и попросил у редактора время на то, чтобы нарисовать что-то другое.
Вечно я редакции проблемы создаю. Очень стыдно.

А ещё – эксклюзивные иллюстрации для разных книжных магазинов («Спасибо, что купили» там-то и там-то), зарисовки и аватарки для Twitter («Делать мне, что ли, было нечего…»), разнообразные поздравительные открытки (от рождественских и новогодних до приуроченных к дням рождения Цукиямы и Канэки); есть даже иллюстрация на подарочную кружку и схема местонахождения «татуировок Уты-сан для создателей аниме»!..

Забавно, как автор порою пишет о своих героях, комментируя такого рода картинки: «У неё прямо на лице написано, что её заставили надеть этот костюм», – это о портрете Токи в тигрином наряде и чуть ниже: «А вот Хинами была рада нарядиться». Как о живых людях (то есть гулях)!

Отдельный прикол (причём прикол в самом прямом смысле этого слова) – анонс компьютерной игры, выложенный как-то «в качестве первоапрельской шутки»: «Редактор был в ужасе от этого моего тайного проекта», – смеётся Исида, но в то же время признаёт, что эта шалость отвлекла его тогда от и без того напряжённой работы: «Теперь страшно жалею о такой трате времени…»

Разворот из артбука Суи Исиды «Токийский гуль: zakki» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из артбука Суи Исиды «Токийский гуль: zakki» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Иногда в этом непоследовательном и неравномерном рассказе появляются всё-таки подробности, связанные с самой историей. Так, мы узнаём, например, что «изначально Сю Цукияма был героем моего ваншота, никак не связанного с сюжетом “Токийского гуля”» («Этот персонаж со мной ещё дольше, чем Канэки»), а обложка пятого тома с Ридзэ – «своего рода символическое изображение, которое многое говорит о сюжете “Гуля”».

Уделено внимание и спин-оффам: главный герой «Валета» – ученик старшей школы Кисё Арима («Большой плюс в том, что мне разрешили оставить страницы в полусыром виде: это очень облегчило работу»), а «Джокера» – Дзюдзю Судзуя (интересно, получиться ли издать у нас ещё и эти работы?..). Комментируя обложки к трилогии ранобэ, мангака отдаёт должное своему коллеге: «Я восхищён работой Товады-сан: все мои сюжетные идеи были мастерски им воплощены, а любимые мной персонажи получили новые истории».

Разворот из артбука Суи Исиды «Токийский гуль: zakki» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из артбука Суи Исиды «Токийский гуль: zakki» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Но пора подытожить: артбук «Токийский гуль: zakki» – весьма любопытное издание, которое наверняка придётся по душе всем поклонникам манги. Как минимум, это очень красиво; быть может, именно такие книги вдохновят кого-нибудь из юных (или не очень) художников на собственные свершения.

Обложка артбука Суи Исиды «Токийский гуль: zakki» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Обложка артбука Суи Исиды «Токийский гуль: zakki» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

#Токийскийгуль #zakki #СуиИсида #артбук #манга #аниме #работахудожника #мангака #художественныеальбомы #книгискартинками

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Токийский гуль» Суи Исиды: “re 7”

«Токийский гуль» Суи Исиды: “re 6”

«Токийский гуль» Суи Исиды: “re 5”

«Токийский гуль» Суи Исиды: “re 4”

«Токийский гуль» Суи Исиды: “re 3”

«Токийский гуль» Суи Исиды: “re 2”

«Токийский гуль» Суи Исиды: “re 1”

«Токийский гуль» Сина Товады и Суи Исиды: «Прошлое»

«Токийский гуль» Сина Товады и Суи Исиды: «Пустота»

«Токийский гуль» Сина Товады и Суи Исиды: «Дни»

«Токийский гуль» Суи Исиды: том 7

«Токийский гуль» Суи Исиды: том 6

27-й анонс «Бумажных комиксов»: десять книг, которые, быть может, помогут нам пережить эти дни

Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!