Пропуск букв на письме — проблема младших школьников, встречающаяся у каждого пятого ученика. Можно ли от этого избавиться? Преподаватели Hello world разбирались, как помочь ребенку справиться с проблемой самостоятельно.
Что может быть причиной пропуска букв
Единой предпосылки нет. Это могут быть индивидуальные особенности ребенка или проблемы развития речи. Частые причины пропуска букв на письме:
- нарушение фонематического слуха;
- невнимательность;
- недостаток самоконтроля.
Предлагаем родителям воспользоваться специальными заданиями, которые помогут скорректировать письмо ребенка.
Упражнения на развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это умение распознавать и различать звуки. При его нарушении ребенок неправильно считает количество звуков в слове, поэтому забывает поставить буквы при письме. Типичные ошибки у таких детей — это пропуски согласных или гласных, перестановка букв, пропуски слогов, недописание окончаний.
Для развития фонематического слуха с детьми проводят анализ звуков, затем слогов, потом слов и предложений. Важно выполнять занятия в игровой форме. Какие упражнения помогут:
- Сосчитать звуки и слоги в слове. Даем слово и просим ребенка посчитать количество звуков. Начинаем со слов, состоящих из 3-4 букв, потом 4-5-6, потом 6-7-8.
- Назвать номер звука. В предложенном слове просим назвать первый, третий, последний звук, или проговариваем звук и просим сказать, какой он по счету. Такое упражнение помогает ребенку фиксировать порядок звуков.
- Придумать и назвать слоги, состоящие из 1-го, 2-х, 3-х звуков.
Упражнения на развитие внимательности
Ребенок не ошибается в количестве и последовательности звуков, но на письме пропускает буквы из-за невнимательности. Нужно тренироваться видеть ошибки:
- Сравнить между собой по-разному написанное слово: первый вариант с пропущенными буквами, второй — без, например, млоко — молоко.
- Найти ошибку. Предложить ребенку слова, предварительно пропустив в них буквы, чтобы он нашел и вписал пропущенные.
- Играть в перевертыши. Пишем слово, ребенок должен повторить его в обратной последовательности: слон — нолс.
- Писать ряд рандомно стоящих букв: ДМПОГКВЫПОК.
Упражнения на развитие самоконтроля
Для развития навыка ребенок каждый раз должен основательно проверять свою работу. При беглой проверке дети не замечают пропущенных букв, поэтому следует воспользоваться каким-нибудь предметом, например, линейкой.
Закрывать слово полностью и постепенно его открывать. Или отмечать карандашом проверенные буквы, например, только гласные.
Проверка должна войти в привычку. Во что играть:
1. «Жмурки». Писать слова с закрытыми глазами: три строчки по пять слов. Таким образом тренируется самоконтроль.
2. «Волшебный диктант». Записать в предложенном слове только согласные, а гласные — черточкой: коса — к_с_. Или наоборот, только гласные: коса — _о_а.
Далее переходить от слов к предложениям. В зависимости от того, какие буквы чаще пропускает ребенок – согласные или гласные, такие и записывает.
3. «Сломанный робот». Писать ту часть слова, в которой ребенок пропускает буквы: например, две буквы в конце, если не дописывает окончания. Слово корова записывается так: ко_ _ _ _, или _ _ро _ _, или _ _ _ _ва.
Если заниматься регулярно, хвалить, когда получается, то ребенок обязательно справится с этой трудностью.
Пропускает ли ваш школьник буквы при письме? Какие упражнения вы применяете?
Читайте еще: