Часто слышати это слова в финансовых сводках, но до сих пор не знаете что оно значит? Тогда эта статья для вас. Кратко, простыми словами и с примерами разберемся в этом несложном вопросе.
Эмитент и эмиссия - разбираем что это
Эмиссия - это выпуск наличных и безналичных денежных средств, а так же других видов ценных бумаг.
Эмитент - тот, кто проводит эмиссию.
Зачем нужна эмиссия и какие у нее цели
Цель эмитента - привлечение денежных средств в организацию (выпуск акций и облигаций). А также, получение прибыли от выпуска денежных средств — сеньораж, и этим занимается, преимущественно, государство.
Пример 1. В 2020 году, OZON, провел первичное размещение акций и смог привлечь $1,273.5 млрд. Компания продала 42 450 000 акций - это примерно 21% от общего их количества.
Крупным и известным брендам, выгоднее выпускать облигации, чем брать банковские кредиты. Основные преимущества такого подхода:
- Условно безграничная сумма займа. Итоговая сумма будет зависеть от доверия инвесторов к компании-эмитенту.
Пример 2. «Газпром» регулярно привлекает инвестиции через выпуск облигаций, причем, в разных валютах: долларах США, евро, британских фунтах, швейцарских франках и рублях. Полный список всех долговых бумаг компании можно посмотреть на ее официальном сайте.
- Гибкие условия. Эмитент сам устанавливает график и сумму выплат. Можно выплачивать только проценты несколько раз в год, а тело кредита - в конце срока погашения.
- Не нужен залог.
Может ли обычный человек стать эмитентом?
Нет, физическое лицо не может быть эмитентом. Для этого, нужно открыть юридическое лицо и пройти ряд процедур.
Виды эмитентов
Государство
Государство занимается в основном эмиссией денег и облигаций. Также, оно может быть держателем ценных бумаг других эмитентов.
Пример 3. Контрольный пакет акций, эмитентом которых является Сбер — принадлежит ЦБ РФ (52,32%). А государственных облигаций США на балансе ЦБ РФ — примерно 2,4 млрд долларов (по состоянию на ноябрь 2021 года).
Компании
Корпорации занимаются, в основном, эмиссией акций и облигаций. Они таким образом привлекают дополнительные средства, которые вкладывают в развитие бизнеса. Выпуск акций — это продажа доли компании, а облигаций — альтернатива кредиту.
Эмиссия акций может стать «золотой жилой», при правильном подходе. На фондовом рынке, особенно американском, цены компаний сильно завышены. В десятки раз. Срок их окупаемости с точки зрения классического оценочного подхода — десятки лет.
И руководству компании зачастую выгодно распродавать часть своих акций по таким заоблачным ценам. К тому же, они могут совершать байбэки — т.е. выкупать собственные акции с рынка, когда они упадут в цене.
Муниципальные
Субъекты РФ и муниципальные органы, также могут выпускать собственные облигации. И выпускают. Правда, они менее популярны, чем государственные или корпоративные. Вот список некоторых муниципальных облигаций.