6,9K подписчиков

513 - сотворению мира

Роспись плафона Сикстинской капеллы «Сотворение мира» Микеланджело Буонарроти – непревзойденный шедевр всех времен и народов. Известный искусствовед В.

Роспись плафона Сикстинской капеллы «Сотворение мира» Микеланджело Буонарроти – непревзойденный шедевр всех времен и народов.

Известный искусствовед В. Лазарев так написал о Микеланджело: «Он был одновременно великим скульптором, великим живописцем, великим архитектором и великим поэтом». Даже в эпоху Возрождения в Италии, богатую на великих мастеров, некого поставить рядом с Микеланджело по универсальности, глубине созданного и нравственной чистоте.

Роспись плафона Сикстинской капеллы «Сотворение мира» Микеланджело Буонарроти – непревзойденный шедевр всех времен и народов. Известный искусствовед В.-2

В возрасте 33-х лет мастер приступил к созданию грандиознейшей росписи (40 на 13 метров). За четыре года вдохновенной работы он создал 300 фигур в натуральную величину. Хронология росписи: в мае 1508 года он получил от Папы Юлия II задаток, лето и осень вынашивал замысел, в начале декабря начал расписывать плафон. Завершил работу 21 октября 1512 года. В основу росписи легли библейские сюжеты: «Всемирный потоп», «Сотворение мира», «Сотворение Адама», «Изгнание из рая» и другие. По бокам росписи – фигуры пророков и сивилл.

Сама мудрость и страдание воплощены в этих великолепных образах. Вот перед нами Кумская сивилла. Это она получила дар пророчества от самого Аполлона. Мудрый, выстраданный взгляд старой, все увидевшей и все познавшей женщины. Можно сказать, что это памятник и нашим матерям, пережившим войну, послевоенную разруху, голод 1947 года, тяжести восстановительного периода. Тем и близок Микеланджело современному человеку, что выразил общечеловеческие чувства, страдания. Ни в скульптурах, ни в живописных фресках вы не найдете дешевого оптимизма, веры в светлое будущее. Человечество всегда жило трудно, всегда в попытках преодолеть собственную глупость. Не зря сказано, что самое дорогое в жизни – это глупость. Можно написать историю человечества как историю глупости.

Роспись плафона Сикстинской капеллы «Сотворение мира» Микеланджело Буонарроти – непревзойденный шедевр всех времен и народов. Известный искусствовед В.-3

О жизни и творчестве Микеланджело существует огромное количество литературы. Вот некоторые издания, выпущенные еще в советский период, они есть в библиотеках.

Прежде всего – роман Ирвинга Стоуна «Муки и радости». Это обстоятельное изложение жизни и творчества мастера заслуживает самых высоких похвал.

Замечательно издан сборник «Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников» (М, 1983). Здесь – и монографическое исследование В. Лазарева, и переводы поэзии А. Эфроса.

Для продвинутых любителей искусства издан сборник статей «Микеланджело и его время» (М, 1976).

Время от времени появляются зарубежные издания. Эти отличного качества альбомы обычно покупаются «на всю оставшуюся жизнь».

В монографии Михаила Алпатова «Художественные проблемы итальянского Возрождения» (1976) анализируется творчество Микеланджело: «Искусство Микеланджело выделяется своим величием из всего, что существовало в Италии до него».

Роспись плафона Сикстинской капеллы «Сотворение мира» Микеланджело Буонарроти – непревзойденный шедевр всех времен и народов. Известный искусствовед В.-4

Заметно расширит наше представление об итальянском мастере издание «Michelangelo pittore» (Милан, 1966). 40 цветных репродукций фресок Сикстинской капеллы дают хорошее представление о живописном даре мастера. На этих репродукциях выделяется волевое лицо бога Саваофа во время Сотворения мира. Искусствоведы отмечают, что в образе Саваофа изображен Леонардо да Винчи. Анатомические черты бога идентичны «Туринским» и «Виндзорским» автопортретам Леонардо. И это – несмотря на то, что между Микеланджело и Леонардо «существовала большая вражда» (Вазари). Это же мнение Вазари подтверждает и Р. Роллан: «Все, что было великого в Леонардо, вызывало у Микеланджело острую неприязнь, и он не упускал случая ее выказать».

В заключение хочется призвать современного любителя искусства к медленному его постижению. Это тернистый путь, приносящий минуты озарений, прозрений, вдохновений. К произведениям искусства следует подходить как к королевским особам: надо ждать, пока они заговорят с нами…

Владимир Омаровский

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!