Найти в Дзене
ПРО(PRО)_Разное

Совместная жизнь(брак) в современных реалиях многогранно открытых межличностных социальных отношений

Совместная жизнь(брак) в современных реалиях многогранно открытых межличностных социальных отношений В современном мировом социуме в общем и в Российском в частности на протяжении многих лет, особенно в последние 20-25 лет социально-половые отношения связанные с совместной деятельностью (проживанием) индивидов в социуме современного общества, постоянно трансформируются под влиянием разных факторов включая западные веенья О́бщество, или со́циум (лат. socium — общее) — это человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию. Общество — это надындивидуальное, надгрупповое и надынституциональное объединение людей, которому присущи различные виды социальной дифференциации и разде
Авторский материал блог дзена: ПРО(PRО)_Разное
Авторский материал блог дзена: ПРО(PRО)_Разное

Совместная жизнь(брак) в современных реалиях многогранно открытых межличностных социальных отношений

В современном мировом социуме в общем и в Российском в частности на протяжении многих лет, особенно в последние 20-25 лет социально-половые отношения связанные с совместной деятельностью (проживанием) индивидов в социуме современного общества, постоянно трансформируются под влиянием разных факторов включая западные веенья

О́бщество, или со́циум (лат. socium — общее) — это человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения.

Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию. Общество — это надындивидуальное, надгрупповое и надынституциональное объединение людей, которому присущи различные виды социальной дифференциации и разделения труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; по способу производства и т. д.

Общество нередко отождествляется с социальностью вообще и сводится к формам общения и совместной деятельности людей; с другой точки зрения, сами по себе люди, находящиеся в общении и занятые совместной деятельностью, включая распределение совместно произведённого продукта, ещё не составляют в социологическом понимании общества, поскольку остаются теми же людьми, включёнными в групповые (в том числе коллективные) формы жизнедеятельности.

Брак (производное от глагола брать), или бра́чный сою́з, супру́жество— один из старейших общественных институтов, который упорядочивает межличностные и сексуальные отношения, признаваемый обществом союз между супругами с целью создания семьи, который порождает взаимные права и обязанности брачной пары.

Конкретные принципы регулирования брака зависят от исторической эпохи, стадии социального развития, преобладания определённых религиозных верований и культурных стереотипов. Существовали разнообразные виды обычаев и обрядов, связанных с подготовкой и заключением брака. При этом в истории человечества было несколько главных видов брака. К их числу относились моногамия, или брак между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамия, которая подразделялась на полигинию (многожёнство) и полиандрию (многомужество). Самым распространённым видом брака как в традиционном, так и в современном типе общества являлась моногамия, которая получила в различное время в разных культурах правовое (светское) и церковное (священное) узаконение. До утверждения христианства многожёнство было допустимо у многих народов мира, а в Новое и Новейшее время полигиния была свойственна в основном мусульманским государствам, в которых её масштабы также сокращались. Многомужество у народов мира всегда было достаточно редким[2][3].

В традиционном обществе выбор супругов обычно контролировался их родственниками. Взаимные права и обязанности брачных партнёров регламентировались обычаем и устанавливались в ходе помолвки в результате договора между родственниками супругов. Часто брачные отношения между двумя коллективами приводили ко взаимному обмену женщинами. В случае взаимного обмена женщинами между тремя и более коллективами образовывался кольцевой коннубиум (кольцевой брак). В качестве компенсации семье жены со стороны семьи мужа выступал брачный выкуп или отработка за супругу. Участие родственников в выборе будущего брачного партнёра и материальные условия заключения брака (в позднее время в большей степени утвердилась форма приданого со стороны семьи жены) воспроизводились во все времена вплоть до современного времени у всех народов.

С древних времён практически универсальным правилом, которое ограничивало выбор супругов, выступало запрещение брака между близкими родственниками и в пределах одной родственной группы — экзогамия (заключение брака за пределами определённой общественной группы), которая в более крупных коллективах может сочетаться с эндогамией (заключение брака в пределах определённой общественной группы). К традиционным принципам, которые регулировали подбор супругов, относились обязательный или предпочтительный левират (обычай, который предписывал брак вдовы с братом её умершего мужа, иногда — с другими родственниками, в порядке близости к мужу), сорорат (обычай, который предписывал брак вдовца с сестрой его умершей жены), кузенный брак (брак между двоюродными или троюродными братом и сестрой).

По правовым последствиям (по отношению к законодательству):

· Гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В РФ единственно возможный вид брака, на который распространяется гражданское право. Не следует путать с незарегистрированным браком, который в просторечии часто ошибочно называется гражданским.

· Церковный брак — освящённый церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства (в том числе и Россия) в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением требуют провести регистрацию в органах ЗАГСа. В православии, протестантизме и в католицизме бракосочетание является одним из таинств — Венчанием. Никах — брак по законам ислама, и в этом браке часто разрешено многожёнство.

· Фактический брак (в российском праве — «сожительство») или незарегистрированный брак (также фактические брачные отношения, бракоподобные отношения), часто нетерминологически называемый «гражданским» — отношения между партнёрами, не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей (см. гражданский брак) признаётся не всеми религиозными направлениями. В СССР юридически признавался в 1926—1944 годы. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака (более того, у вторых в некотором смысле даже больше прав: в случае смерти одного из родителей второй, брак с которым не был зарегистрирован, не имеет прав на наследство по закону, и детям соответственно причитается бо́льшая доля). Законодательством некоторых стран признаётся на правах конкубината.

· Гражданские партнёрства и союзы, существующие во многих западных странах, не являются браком, но представляют собой промежуточную форму между зарегистрированным и фактическим браком (сожительством). Гражданские партнёры, как правило, имеют некоторый перечень прав и обязанностей по отношению друг к другу, но их правовой статус не уравнен с супругами. Гражданские партнёрства обычно доступны как разнополым, так и однополым парам, либо только однополым, в этом случае они являются параллельной для обычного гетеросексуального брака формой регистрации отношений.

Виды брака по цели заключения:

  • Брак по любви — это союз двух лиц, основанный на взаимной любви, привязанности, влечении и обязательствах. Хотя данный термин несколько отличается в Западном понимании, где все брачные союзы рассматриваются как «браки по любви», он где-то имеет значение, характеризующее понятие брака, которое отличается от «браков по договорённости» и «браков по принуждению». Будучи вытесненным на заре Средневековья, институт брака по любви возродился относительно недавно, с XVI в. в Европе, когда странствующие трубадуры романтизировали запрещённые в то время браки по любви, которые самостоятельно и в тайне устраивались между отлучёнными сужеными вне церкви. До этого долгое время господствовало создание брака с благословения духовенства или церкви. Родители могли давать благословение от имени церкви или духовенства. В зависимости от культуры, браки по любви могут быть непопулярными и неодобряемыми. Понятие «брака по любви» на Востоке (Юго-восточная Азия) отличается от понятия «брака по любви» на Западе. Если на Западе брак по любви является предпочтительным по сравнению с браком по договорённости (с браком по расчёту, например), то на Востоке, традиционно — наоборот. Браки по любви считались родовым позором, хотя современный американизированный Восток ныне рассматривает браки по любви обычным явлением. Как отмечает профессор Георгий Дерлугьян, ранее «во всём мире семья была, прежде всего, социально-экономической ячейкой. Крестьянин без семьи просто не мог нормально прожить. И уж тем более женщина». Ко второй половине XX века он относит время, когда «оказалось, что женщина способна зарабатывать и прокормить себя сама. Она реально смогла себе позволить уйти от мужа, если он пьяница и никчёмный человек, и в одиночку воспитывать ребёнка. Люди получили возможность добиваться, чтобы их семейная жизнь строилась на любви. Раньше, конечно, тоже предполагалось, что хорошо бы жениться и выходить замуж по любви, но это были лишь романтические мечты. На практике любовь и брак были совершенно разными вещами и часто даже не пересекались».
  • Брак по расчёту — это брачный союз, заключаемый не по причинам отношений, семьи или любви. Вместо этого такой союз устраивается ради личной выгоды или других видов стратегических целей, таких, как политический брак, например. Фраза заимствована от французской mariage de convenance — брак по приемлемости. Метафорическое использование фразы. Термин «брак по расчёту» является также обобщением любого партнёрства между группами или отдельными лицами за их обоюдный (порой не легитимный) интерес, или между группами или отдельными лицами, сотрудничество которых при обычном раскладе считалось бы неприемлемым. Примерами могут служить «правительство национального единства» Израиля, существовавшее в 1980-е годы, или в Великобритании времён Второй мировой войны. Точнее говоря, сожительство относится к политической ситуации, которая может возникнуть в странах с полупрезидентской системой (особенно во Франции), где президент и премьер-министр принадлежат к противоположным политическим блокам.
  • Брак по заданию — брак, заключённый агентами спецслужб по заданию руководства. Цель такого брака — прикрытие нелегальной деятельности в стране пребывания. Брак по заданию широко применялся в разведслужбах СССР, США, Европейских государств и в ряде случаеы применяется до сих пор включая западные страны с учётом современной спицифики. Брак по заданию не исключает рождения детей, что, по мнению комментаторов, может представлять для последних большие психологические проблемы.
  • Брак по принуждению — это термин, применяемый для описания брачного союза, в котором одна или обе стороны женились без его или её согласия или против его или её воли при содействии их родителей или третьей стороны (свата) при подборе супруга, хотя разница между последними двумя может быть незначительной. Практика браков по принуждению была весьма распространённой среди высшего класса в Европе до XX в., и она до сих пор встречается в некоторых частях Юго-Восточной Азии, Ближнем Востоке, Африке. Браки по принуждению на Западе устраиваются, в основном, для выходцев из этих стран. Почти во всех браках невеста (реже жених) становится супругой не добровольно. ООН видит браки по принуждению как форму нарушения прав человека, поскольку они не соответствуют принципу свободы и независимости человека. Римская католическая церковь полагает, что основание для вынесения решения брака недействительным является вполне веским — для действительности брака обе стороны должны дать своё согласие свободно, без нажима со стороны. Исторически брак по принуждению устраивался для того, чтобы требовать от пленника (раба или военнопленного) слиться с обществом пребывания и принять свою судьбу. Одним из примеров служит английский кузнец Джон Р. Джевитт (англ. John R. Jewitt), который провёл три года в качестве пленника среди индейцев племени нутка на Тихоокеанском Северо-западном побережье в 1802—1805 гг. Его заставили жениться по решению совета вождей, считающих, что жена и семейная жизнь могут примирить его остаться на всю жизнь с теми, кто его взял в плен. Перед Джевиттом предстал выбор между согласием на брак по принуждению и смертной казнью для него и его «отца» (второго товарища, вместе с которым Джевитт попал в плен). «Доведённый до такой крайности, со смертью с одной стороны и брачным союзом с другой стороны, я посчитал, что лучшим выходом будет выбрать меньшее из двух зол»
  • Компенсационный брак — также известный под другими именами, такими как ванни, свара, или сань чатти — это традиционная практика браков по принуждению девушек для решения межплеменных распрей в некоторых частях Пакистана и Афганистана. Хотя данная практика является запрещённой в Пакистане, она всё ещё широко применяется в провинции Хайбер-Пахтунхва.
  • Брак «по залёту» — это вид брака по принуждению в случае незапланированной беременности. Некоторые религии и культуры видят в данном случае обязанность человека жениться, на основании того, что внебрачные связи являются греховными[11]. Фраза «брак по залёту» является разговорным выражением, русская этимология которого не установлена, также фраза является аналогом американской фразы «браком под дулом дробовика» (англ. shotgun marriage), гиперболически описывающей сценарий, в котором отец беременной девушки прибегает к применению силы (угрожая дробовиком, например) для того, чтобы заставить парня, ставшего причиной беременности девушки, пройти через это, даже иногда проводя до алтаря парня во избежание его побега. Применение силы для насильственного получения согласия жениться в США не является больше законным, хотя в анекдотах и прочем фольклоре встречаются записи подобных примеров запугивания в XVIII и XIX веках. Целью подобного брака является взятие ответственности за ребёнка его отцом как гарантия того, что ребёнок будет воспитываться обоими родителями, и гарантия того, что у матери будет материальная поддержка. В некоторых случаях главной целью является восстановление чести матери в глазах общества. Браки по залёту становятся менее позорными, ассоциирующимися с внебрачным рождением ребёнка, поскольку количество таких браков растёт, с одной стороны, а с другой стороны растущие возможности предохранения и абортов уменьшают необходимость в предоставлении матерям-одиночкам пособия.
  • Фиктивный брак — притворная регистрация брака без намерения обеих сторон или одной из них создать семью. Фиктивный брак может заключаться по разным мотивам: получение гражданства, политического убежища, жилища, наследования имущества, получение пенсии, другие корыстные и иные цели. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным. Одним из примеров фиктивных браков служат «лавандовые браки» — браки между геем и лесбиянкой или между геем и гетеросексуальной женщиной, служащие для прикрытия гомосексуальной ориентации.
  • Политический брак — брак, заключённый из соображений политической выгоды. В прошлые века к таким бракам прибегали монархи некоторых стран для укрепления дружеских отношений между их государствами.
  • Династический брак — брак между членами правящих династий. В некоторых государствах монархам прямо не допускалось вступать в брак с представителями более низкого происхождения, но в большинстве случаев подобные союзы заключались исходя из политических интересов или сложившихся традиций
  • «Белый брак» — брак, вступая в который, супруги сознательно отказываются от сексуальных отношений, преследуя исключительно духовные цели. Получил некоторое распространение, в частности, в кругах духовно ищущей творческой интеллигенции России рубежа XIX—XX веков. Иногда рассматривался как особая форма сожительства «монашествующих в миру», благословлялся некоторыми священниками в период преследования верующих (включая монашествующих) в 20—30-х годах XX века.
  • Брак по договорённости — это практика, в которой кто-то, кроме самой пары, делает подбор жениха или невесты, тем временем укорачивая или вовсе опуская процесс ухаживания. Подобные браки глубоко укоренились в королевских или аристократических семьях по всему миру. На сегодняшний день браки по договорённости широко распространены в Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка), в Африке, на Ближнем Востоке и Юго-восточной Азии и Восточной Азии до определённой степени. Другие сообщества, практикующие данный обряд, — это Церковь Объединения и ортодоксальные евреи. Данный вид бракосочетания не следует путать с браками по принуждению, в котором некто силой заставляет жениться на нём или ней. Браки по договорённости встречаются в индийской, традиционной европейской и африканской культурах, особенно среди знати, и обычно устраиваются по решению родителей или старших членов семьи. Подбор может осуществляться родителями, сватом, брачным агентством или доверенной третьей стороной. Во многих сообществах священники или духовные лидеры, так же, как и родственники или семейные друзья, играют важную роль в сватовстве. Браки по договорённости варьируются как по характеру, так и по длительности встреч от первого свидания до помолвки. При браке по договорённости, ограниченным лишь знакомством, родители знакомят их сына или дочь с потенциальным женихом или невестой. С этого момента дети вправе завязывать отношения и сделать выбор. Установленного времени как такового, не существует. Это явление распространено в сельских местностях Северной Америки, Южной Америки и особенно в Индии и Пакистане. Подобное встречается в Корее и в Японии. Такой тип браков по договорённости часто встречается в Иране под названием хастегары. Данный не ограниченный временем процесс требует значительно большего мужества со стороны родителей, а также со стороны будущего жениха или невесты, по сравнению с браком по договорённости с установленным лимитом времени. Мужчины и женщины боятся позора и эмоциональной травмы, которую можно получить от возможного отказа, и поэтому избегают процесса ухаживаний. В некоторых случаях будущий брачный партнёр может подбираться самими детьми, а не родителями или сватом. В подобных случаях родители должны дать несогласие на подбор и не разрешить браку состояться, или дать согласие на подбор и согласиться на проведение женитьбы. Подобные случаи отличаются от браков по любви, поскольку процесс ухаживания укорочен или вовсе отсутствует, а родители обладают прерогативой дать несогласие на подбор. Браки по договорённости популярны в Южной Корее.

Кратко про Смежные термины:

  • Свадьба — торжественная церемония заключения брака.
  • Гостевой брак — зарегистрированный брак, при котором супруги не ведут совместного хозяйства, живут раздельно, иногда в разных городах.
  • Посмертный брак — брак, заключённый «задним числом» после смерти одного из супругов.
  • Мезальянс — брак между людьми разных сословий или классов, между людьми, сильно отличающимися по имущественному или социальному положению. Морганатический брак — разновидность мезальянса, в результате которого лицо низшего социального положения не повышает его. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.
  • Групповой брак — в соответствии со взглядами ряда учёных (например, Льюиса Моргана и Фридриха Энгельса, некоторых советских этнологов) исторически первая форма брака, при которой в брачные отношения вступали два рода людей, а не отдельные люди. Каждый человек из одного рода мог своевольно находиться в свободных от обязательств половых отношениях с одним (или несколькими одновременно) представителями противоположного пола из второго рода, но не своего, внутриродовые карались смертью. Имущественные отношения при этом регулировались внутриродово, отношения детопроизодства — межродово. Также в обиходе групповым браком (M+N) часто называют сожительство нескольких женщин (N) с несколькими мужчинами (M).
  • Виртуальный брак — ненастоящий брак, заключённый и существующий лишь в Интернете.
  • Левират — брачный обычай, разрешающий вдове выходить замуж только за ближайших родственников мужа (например братьев)
  • Сорорат — возможность вступать в брак одновременно с несколькими родными или двоюродными сёстрами жены.
  • Обменный брак — брак, заключаемый одновременно между двумя парами сиблингов (Си́блинги (от англ. siblings) — термин, используемый в этнологии, социальной антропологии и других науках, который обозначает детей одних родителей (родственников второй степени родства). Данный термин употребляется среди прочего для того, чтобы избежать необходимости уточнять пол братьев и сестёр индивида; Различают полнородных сиблингов, имеющих общих мать и отца, и неполнородных, у которых общим является только один родитель. Среди неполнородных сиблингов в свою очередь различаются единоутробные сиблинги, имеющие общую мать, и единокровные, имеющие общего отца; По отношению к неполнородным сиблингам иногда используется термин «полусиблинг»; Сиблинги в тех или иных системах терминов родства могут различаться по полу, по возрасту и по относительным полу и возрасту. Например, у русских сиблинги различаются по полу (братья и сёстры), а ранее различались и по возрасту, или порядку рождения (первак, вторак, третьяк, четвертак и т. д.).

Данная статья посвящена анализу представлений современной молодежи и современного социума в целом об альтернативных формах брака. В ней рассматриваются проблемы современной семьи, понятия «брак», «супружеские отношения», условия их формирования и их функции, виды альтернативных форм брачно-семейных отношений. Актуальность этой темы обусловлена обострившимся кризисом современной семьи, трансформацией супружеских, родительских и других социально-важных ролей. В статье рассматриваются проблемы современного института брака, спутанные представления молодежи о семье, семейной жизни и ее ценностях; выявить взаимосвязь с самоотношением и удовлетворенностью браком у мужчин и женщин, состоящих в отношениях и не состоящих на момент исследования, и их стратегии поведения в конфликтных ситуациях; определить, существует ли тенденция к альтернативным формам брака среди молодежи. На основе проведенного исследования была выявлена тенденция к «открытой» форме брачных отношений у мужчин, не состоящих в отношениях. Так же, присутствует определенный процент мужчин, которые в будущем предпочли бы «незарегистрированное сожительство». Но всё же большая часть социума в будущем предпочли бы традиционные зарегистрированные отношения (брак) в классическом его понимании. Также была выявлена прямая зависимость между степенью удовлетворенности браком, особенностями самоотношения и стратегиями поведения в конфликтных ситуациях. Полученные в данном исследовании результаты позволяют расширить имеющиеся представления о трансформации семейного института, альтернативных формах браках, отношении современной молодежи к семье, семейной жизни и ее ценностям.

Как правило в современно общество ориентируется на гражданский брак, свободные партнерские брачные отношения и очень популярный гостевой брак.

-2

Гражданский брак как пережиток первобытности

В последнее время вокруг незарегистрированного, так называемого гражданского брака все настойчивее создается ореол продвинутости, современности отношений мужчины и женщины. Мол, такой брак строится исключительно на любви и доверии. Он позволяет брачным партнерам лучше узнать друг друга. Ну, а самым веским аргументом служит ссылка на Запад, где «гражданский брак» распространен и признается обществом нормальным. Кле-ве-та!

Это клевета на современный Запад. Не сегодня и не на Западе, а в далеком, бесконечно далеком прошлом родилась и безраздельно господствовала такая форма отношения полов. У индейцев племени акурио женщина, выбрав себе мужчину, просто-напросто устраивает свой гамак рядом с ним, и тому все понятно. Возникает то, что во все времена и у всех народов называлось сожительством. Удовлетворив биологические по своей природе потребности, они расходятся без сцен, взаимных упреков и претензий. Каждый остается при своем: она - с ребенком, он - со свободой. Добавлю лишь, что племя это, чудом уцелевшее до наших дней в непроходимых джунглях Южной Америки, - первобытное.

Это клевета на гражданский брак. Ведь впервые он появился в Нидерландах еще в 16-ом веке. Когда люди разных вероисповеданий не могли обвенчаться в церкви, они стали обращаться к властям, чтобы узаконить свой союз. В отличие от церковного, такой брак стал называться гражданским. До сих пор именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что и фиксирует запись акта гражданского состояния (ЗАГС). И теперь, внаглую, за такой брак пытаются выдать отношения, не угодные ни Богу, ни закону.

Это клевета на саму идею брака. Сказано в Библии: «...оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». В сожительстве же люди как были, так и остаются чужими. Связь между ними лишь половая. Как-то в Амстердаме, сидя в кафе, я познакомилась с молодой парой. Оказалось, что они давно живут вместе, но детей не завели. Каково же было мое удивление, когда они, вставая, расплатились каждый сам за себя. На мой недоуменный взгляд парень поспешил оправдаться: «Мартина сама зарабатывает. Почему я должен платить за нее?» Вот так. Любовь любовью, а денежки врозь.

Но зачем понадобилось наводить тень на плетень, вводить в заблуждение и выдавать за брак то, что служит его антиподом? Ответ можно найти в результатах социологического опроса среди лиц, состоящих в «гражданском браке», проведенного газетой «Московский комсомолец». Оказалось, что в подавляющем большинстве случаев (74%) против регистрации были мужчины, в 14% случаев - оба партнера и лишь в 12% - женщины. Оно и понятно. Сколько уже сказано о том, какой груз в семье взваливает на свои хрупкие плечи женщина. И, тем не менее, как лосось, гонимый инстинктом продолжения рода, устремляется в верховья реки для нереста, чтобы там же затем и погибнуть, так и женщина, подчиняясь природному инстинкту, готова на все, чтобы иметь свой дом, своего мужа, своих детей.

К сожалению, природа не наделила мужчину таким же инстинктом и в той же мере. Поэтому обществу пришлось кнутом и пряником загонять мужика в семью. Кнутом служило давление общества: холостяка не признавали за человека, на него смотрели как на импотента. Должность главы и безраздельная власть в семье служили пряником. Сейчас нет ни кнута, ни пряника. На холостяцкую жизнь смотрят сквозь пальцы, а борьба за мнимое равноправие в семье оставила от пряника одни лишь крохи. Теперь мужика в законный брак арканом не затянешь, и многим женщинам приходится соглашаться на сожительство, прикрываясь вывеской так называемого «гражданского брака». В таких связях меньше всего любви и доверия, а больше желания создать хотя бы видимость семейной жизни.

Вот случай другой, но уже нашей молодой пары. Также живут вместе, но уже нажили ребенка. Правда, поначалу она пыталась оформить отношения, но он под разными предлогами уклонялся. Она сидела без работы. Он зарабатывал и диктовал условия. Однако со временем ситуация круто изменилась. Ей подвернулась хорошая работа, и она смогла устроить сына в садик. Он попал под сокращение и теперь вдруг загорелся желанием расписаться с ней. Только у нее уже давно остыло желание связываться с ним, и лишь ребенок не может понять эти взрослые игры без правил.

В долгой истории человечества не раз были попытки возврата к сожительству. В Древнем Риме оно распространялось под лозунгом «свободные до брака - свободные в браке». Понадобились жесткие законы императора Августа чтобы остановить это поветрие. В постреволюционной России большевики пытались искоренить семью как ячейку частной собственности. Предлагался брак как всего лишь сердечный союз, без какой-либо ответственности друг перед другом. Чувство самосохранения подсказало советской власти гибельность такой политики, и идея мировой революции в брачных делах как-то незаметно канула в Лету.

Тем не менее, история повторяется, и перед нами все та же печальная картина. Сегодня каждый пятый ребенок рождается вне брака. Если в 1980-м году таких было 10% от общего числа новорожденных, то в 99-м - уже 21%. Желающих создать семью становится все меньше. Если в 1995-м расписались 115 тысяч пар, то в 99-м - всего лишь 85 тысяч. На Западе картина еще более удручающая. Говорят уже не о кризисе, а о катастрофе института семьи и брака.

Есть ли будущее у «гражданского брака»? Нет. Пройдет, быть может, еще с десяток лет, и, вкусив все прелести таких отношений, сначала Запад, а вслед за ним и мы другими глазами взглянем и оценим этот пережиток первобытности. Естественно, что ореола современности и благодушного отношения к нему уже не будет.

Гражданский брак - за и против

Когда-то под термином "гражданский брак" подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и государством. В таких семьях мужа и жену связывают исключительно любовь и устный договор. Так ли уж важны в данном случае юридические формальности?

Союз считают гражданским браком, если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство в течение месяца.

В нашей стране по поводу гражданских браков сломано немало копий. Традиционно общество их осуждало. При социализме человек, состоящий в гражданском браке, вряд ли мог рассчитывать на серьезную должность. Сейчас мы все стали гораздо терпимее, достаточно вспомнить курского губернатора Александра Руцкого: он несколько лет не регистрировал свой союз с Ириной Поповой, и это никак не сказалось на его политической карьере.

Гражданский брак - проблема не столько психологическая, сколько юридическая. Такая малость, как штампик в паспорте, защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Если завтра ваш гражданский муж попадет под машину, вы не сможете оставить себе даже его фотографию: все совместно нажитое имущество отойдет официальным родственникам.

С точки зрения юридической гражданский брак - бессмысленный риск. Это как добираться до рабочего кабинета на пятом этаже по водосточной трубе, потому что так интереснее. Если вы любите человека, вы неизбежно захотите обеспечить ему материальную защищенность. Если же вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, еще не уверены в избраннике на все сто. Может, вам поискать партнера получше?

-3

Генеральная репетиция

Итак, в каких случаях гражданский брак - безусловное благо?

Самый распространенный вариант - неофициальный союз как репетиция семейных отношений. Вы познакомились в потрясающим человеком - не тянуть же его сразу в загс! Неплохо какое-то время пожить вместе, выяснить, сможете ли вы терпеть его храп, а он - вашу привычку по вечерам лежать полтора часа в ванной. Взаимные влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют бытовую совместимость. Вполне вероятно, бытовые привычки окажутся столь разными, что легче будет расстаться, чем обрекать себя на семейную жизнь.

Гражданский брак прописан молодым людям: студентам, курсантам, молодым специалистам, вчерашним школьникам, едва-едва достигшим совершеннолетия,- всем, у кого желание любить и быть любимым многократно превышает финансовую состоятельность. В гражданском браке юноши и девушки наверняка обретут бесценный опыт, научатся уважать пространство чужой жизни и ценить собственную судьбу. Такие отношения чрезвычайно распространены на Западе (правда, там под категорию "молодой человек" подпадают люди до тридцати пяти): они гораздо выгоднее ранних браков, которые в большинстве своем через шесть-семь лет распадаются.

Гражданский брак может быть временной формой личной жизни - на период учебы, длительной командировки или стажировки. Такие отношения очень редко переходят в стабильно семейные - они изначально создаются именно как временные, и партнер для них подбирается совсем по другим критериям, чем для семьи. Например, студентка на период учебы может выбрать в близкие друзья отличника или рубаху-парня, самого веселого и компанейского. Понятно, что в мужья надо искать не столько интеллектуала или балагура, сколько просто внимательного, любящего, ласкового, надежного человека.

Гражданский брак иногда выбирают люди с уже состоявшейся биографией, для которых смена семейного статуса связана с ломкой привычного образа. Американская певица Мадонна каждые полгода появляется в обществе с новым бой-френдом. Для эпатажной певицы, к тому же миллионерши, это вполне нормально. Ведь замужество потребовало бы от нее кардинальной смены имиджа, и еще неизвестно, как бы это отразилось на бизнесе.

"Новые русские", которые женятся по второму и третьему разу, тоже двумя руками голосуют за гражданский брак. Все матценности (квартиры, дачи, счета в банках и пр.) уже зарегистрированы на первую супругу. Новый развод чреват для предпринимателей слишком большими финансовыми трудностями, поэтому они пытаются не доводить ситуацию не то что до очередного развода - до свадьбы. Зато родившихся в новых неформальных браках детей благородно регистрируют на себя.

Сложившие после всех этих манипуляций отношения безоблачными не назовешь: мужчине приходится лавировать между бывшей (законной) и новой (гражданской) женами, одна из которых уязвлена его изменой, другая - его трусостью (не хочет на ней жениться). Выдержать такой треугольник способны лишь очень волевые люди.

В гражданских браках есть свои психологические преимущества. Союзы, не отягощенные штампом в паспорте, не отягощены и социальными стереотипами по поводу семейной жизни - такими, к примеру, как "женщина - домохозяйка, мужчина - добытчик", "бюджет должен быть общим", "ни шагу налево", "нужно понравиться всем родственникам супруга". Гражданский брак максимально открыт экспериментам и творчеству, муж и жена легко соглашаются на иные роли: она - добытчик, он - домохозяйка.

В официальном браке, наоборот, люди склонны воспринимать "вторую половину" как свою собственность. Как говорил американец Амброз Бирс: "В браке нередко на смену искренности приходит дипломатия, на смену доверию - манипуляция, а чувства заменяются привычкой".

Как же вычислить то время, когда гражданский брак должен уступить место законному? На Западе этот водораздел определяют легко: супруги официально регистрируются, когда решают завести ребенка.

Издержки свободы

За свободу, как известно, нужно платить. У людей, состоящих в гражданском браке, нет ощущения незыблемости своего положения, серьезности отношений. Лишены они и определенного социального статуса. Против такой формы брака обычно активно возражают родители мужа и жены. Так что, если хотите ходить к теще на блины, лучше оформите брак с ее дочерью вполне официально.

Основной враг гражданских браков - общественное мнение, которое считает подобные эксперименты слишком экстравагантными и несерьезными. Чтобы сделать политическую карьеру, вам не только придется обзавестись официальной женой, но и более строго относиться к своей неформальной личной жизни. Как показывает печальный опыт Клинтона и Скуратова, факт супружеской измены запросто может быть использован вашими врагами как орудие шантажа.

Еще раз повторю: неофициальные семейные отношения - это огромный юридический риск. Если что-то случится с одним из супругов, второй в одночасье лишится всей недвижимости и собственности

Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей и дети, особенно если кто-то во дворе или в школе по этому поводу над ними подшутит.

Здесь совет один (если вы ни в какую не хотите стать законными мужем и женой): научите ребенка гордиться тем, что его семья не похожа на другие - это не последняя ситуация в его жизни, когда важно ценить свое отличие, а не сходство.

Гражданские браки становятся злом, когда кто-либо из супругов (как правило, женщина) против воли подчиняется желанию партнера. Она его любит и боится потерять, он же использует ее эмоциональную, сексуальную, возможно, и материальную зависимость, оставляя себе поле для маневра. Он категорически отказывается жениться, она же либо подыгрывает ему, утверждая, что главное - чувства, а не формальности, либо устраивает скандалы, либо страдает тайно. Такое зыбкое положение может длиться годами. Психологически оно очень травматично.

Один исторический пример - история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из многочисленных гражданских жен художника. Они познакомились в 1943-м: она - начинающий живописец, он - всемирно известный мастер, к тому же на сорок лет ее старше. Они прожили вместе десять лет, двое детей - сын Клод и дочь Палома,- казалось, навечно скрепили их союз.

И все-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны - ей надоели его диктаторские замашки, мания величия, бытовой садизм: в гневе он мог потушить сигарету о ее щеку. Надо ли говорить, что ни она, ни дети не получили ни копейки из его миллионов: художник не любил строптивых родственников.

Через восемь лет после разрыва Франсуаза обратилась к Пикассо с просьбой дать Клоду и Паломе его фамилию. Он выдвинул условие: Франсуаза должна развестись со своим мужем и вступить в законный брак с ним, Пикассо. Скрепя сердце, она согласилась. Узнав о ее разводе, Пабло, стремясь мелко досадить бывшей спутнице, тут же женился на другой своей подружке. Взбешенная Франсуаза в отместку опубликовала весьма откровенные воспоминания о нем. Таким образом, отношения, с самого начала не оформленные юридически, принесли обоим массу неприятностей и страданий.

Для женщины брак - форма закабаления. Большинство из нас добровольно идет в это рабство, так как мы не видели других отношений. К счастью, современные российские женщины начинают относиться к себе со все большим и большим уважением и выбирают гражданский брак. Он дает им необходимую свободу".

Как правило в современно общество ориентируется на гражданский брак, свободные партнерские брачные отношения и очень популярный гостевой брак, почему так происходит? Да, потому что набор прав одинаковый, излишки свободы и равноправия в пересмешку с современными реалиями и оппортунистической пропагандой запада губят все то хорошее и святое что изначально заложено под понятие союза мужчины и женщины, на это накладывается нежелания сторон идти на уступки по отношению к друг другу и полного непонимания супружеских и семейных обязанностей, с полным нежеланием в это вникать по принципу «нечего не знаю и знать не хочу! Свободная (ый), свобода рулит!».

Если не изменить ситуацию сегодня, завтра может быть ……., печально.

При этом в настоящее время в современном обществе появилась тенденция развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Все больше людей предпочитает не вступать в брак в начале отношений или вовсе не оформлять свои отношения. Возрастает количество молодых людей, которые стремятся к альтернативным формам устройства личной жизни. Происходит не просто эволюция форм брака, а существенное изменение отношения к браку в принципе.

Выделяются в основном 3 (три) основные тенденции развития альтернативных форм брака, которые присущи современным явлениям и как правило приветствуются молодежью, в связи с современными тенденциями в т.ч навеянными из-за западных стран и приданных подменами классическихт ценностей в силу придания большего набора прав, выбора и активной либерализации общества(социума).

1. Одиночество. Данную категорию составляют люди, никогда не состоявшие в браке и сознательно выбравшие существование в моноварианте. Данное явление возникает по разным причинам, среди них выделяют рост образования женщины, что порой резко меняет ее взгляды на самореализацию. Появляется сильное стремление состояться в профессиональной сфере, в сфере духовных исканий. Такие «установки» уводят современную женщину от обременяющих, по ее мнению, семейных уз. Экономические причины: рост безработицы, отсутствие или недостаточность государственной поддержки семьи, нестабильность и неопределенность будущего, - все это способствует выбору существования в моноварианте.

2. Незарегистрированное сожительство. Эта форма отношений получила распространение в России под наименованием «гражданский брак», что терминологически является неверным. Так как именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что фиксирует запись акта гражданского состояния (ЗАГС). Незарегистрированное сожительство не является формой исторически сложившейся альтернативы брачно-семейным отношениям, а только предварительной стадией к последующему браку, что в принципе и может являться альтернативой.

В современной науке описан обобщенный психологический портрет людей, склонных к незарегистрированному сожительству. Данная популяция характеризуется более либеральными установками, высокой степенью андрогинности, меньшей социальной успешностью, меньшей религиозностью, однако, как правило, эти люди происходят из весьма успешных семей.

3. Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни, согласно которому у партнеров есть право иметь других партнеров, помимо того, с которым они состоят в отношениях. Открытый брак, возникший как попытка отказа от поведения предыдущих поколений, которые, сталкиваясь с изменой, начинали шпионить и ревновать, - является исторически новым феноменом, т. к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену.

Таким образом, на сегодняшний день в условиях трансформации общества стала назревать объективная необходимость изучения семьи, семейных ценностей и отношений как теоретической базы для оказания психологической помощи семье. Так и практической деятельности т.е начинать закладывать понятия брака, разновидность брака, чёткое понимание обязанностей партнеров во всех формах брака с акцентам на классическое восприятие и брачно-половые отношения всех форм и ролей для каждого вида брачных отношений, с воспитания в семе и школе и далее в институтах(высших школах).

Буд те счастливы и живите в браке долго и счастливо, всем всего самого наилучшего, удачи, добра и любви!!!