Получить финансирование — основная начальная цель любого стартапа. Иногда с этим возникают проблемы даже у перспективных проектов, а все из-за неправильного позиционирования и других ошибок при общении с инвесторами. Необходимо знать, на что они в первую очередь обращают внимание и чем их можно заинтересовать.
Какие бывают инвесторы
Люди, у которых стартап может получить деньги на развитие, бывают двух типов: финансисты и предприниматели. Первые оперируют исключительно цифрами: им важна отчетность, аналитика рыночной ситуации, бизнес-план и т. д.
Проектом как таковым они могут не интересоваться вовсе, обращая внимание только на потенциальную и фактическую прибыль. Общаясь с ними, нужно делать упор именно на это, а не расписывать в красках гениальность своего изобретения.
Второй тип, к которому относятся инвесторы с предпринимательским опытом, более требователен. Эти люди сами прошли похожий путь: тоже искали средства, разрабатывали продукт. Они по себе знают, что вы можете утаивать, поэтому им нужно рассказать не только о потенциале, но также о сути продукта. Бизнес-ангел с бэкграундом стартапера сам найдет ошибки, если вы попытаетесь их скрыть.
Почему нельзя обманывать
Инвестор, если он сам в прошлом запускал стартапы, может говорить с фаундером на одном языке. Это помогает не только лучше понять проект, но и ускорить процесс подписания сделки и получения средств.
Обратная сторона — такой человек увидит, если вы попытаетесь лукавить. Процесс питчинга демонстрирует навыки основателя в продажах, где 100% честности не существует. Расхваливать идею, приукрашивать — это нормально, но важно быть умеренным и последовательным.
Главное правило — не искажать цифры. Даже если ваше изобретение понравилось, и слушатели загорелись вложиться в компанию, перед заключением договора будет тщательная проверка. Анализ рисков выявит обман, а если и нет — он вскроется позже.
Получив деньги таким путем однажды, второй раз провернуть это будет трудно, так как на репутации появится пятно. Венчурный мир, в котором вращаются инвесторы, очень тесен и слухи разносятся быстро: обманом вы добьетесь только того, что с вами больше никто не захочет работать.
Почему важно продать не только идею, но и себя
Общаясь с фаундером, многие бизнес-ангелы смотрят не только на его предложение, но и на него самого. В обмен на финансирование стартапер помимо очевидных обязательств дает еще одно, менее очевидное и негласное: обещание непрерывного роста.
Если инвестор увидит перед собой уставшего, морально истощенного человека с потухшим взглядом, он может отказать несмотря на привлекательность предложения.
Вы должны убедить потенциального партнера не только в том, что ваша работа принесет результат, но и в том, что вы можете этим заниматься, у вас есть силы и желание развиваться в выбранном направлении.
А у вас был опыт привлечения инвестиций? Расскажите в комментариях, как долго искали финансирование и что в итоге из этого получилось.
Читайте еще: