Найти тему

Раскрываем все тайны и загадки фильма "Остров" режесера Лунгина

Кадр из фильма "Остров" Павла Лунгина: понял ли сам автор, что именно он показал?
Кадр из фильма "Остров" Павла Лунгина: понял ли сам автор, что именно он показал?

То, о чем здесь будет рассказано, российский экстрасенс Alef&Alef (такое странное имя объясняется невозможностью точного «перевода» настоящего имени) изложил в далеком уже 2006 году, сразу после выхода фильма. Я лишь перескажу с его разрешения.

В разборе этого фильма другими авторами отмечается, что сюжет фильма строится вокруг УГЛЯ. Вы можете сами прочитать другую интерпретацию или другой символизм этого фильма. Да. Именно символизм. Потому что и художник, и зритель выражается символами, образами, идеями. Можете прочитать и сравнить, чтобы сделать свой вывод.

Итак, первый символ – Любовь Бога. И представлен этот символ через … уголь.

Огромная баржа угля предназначена для целого города: это и тепло, и энергия, и работа, а значит – ЖИЗНЬ. Христианское учение говорит, что Бог есть Любовь. Но также и то, что (словами апостола Павла) «им мы живем и движемся и существуем». Христос же говорит о себе, что через него все получат «жизнь с избытком».

И вот жизнь и любовь Бога, предназначенная для целого города, как бы достается одному человеку. Как бы потому, что отец Анатолий не замыкает эту любовь на себе, да это было бы и невозможно, а становится ее проводником: от отдает через себя Любовь Бога людям.

Любовь Бога.

Некоторые (в основном западные и особенно американские) толкователи писаний, ссылаясь на свои англиканские переводы, говорят о «справедливости» бога. Но «справедливость» - это одна из эманаций «числа 666», которой подменяют Любовь Бога этим двойственным и разделяющим понятием ума человека. Притчи о виноградярях, о блудном сыне как раз развенчивают такой подход ума: человек взывает к справедливости, а Бог являет Любовь, которая по мнению человека «несправедливо явлена недостойному».

В фильме борьба человека за справедливость, а, по сути, с Любовью Бога, показана в отношениях отца Иова и отца Анатолия. «За что Каин убил брата своего Авеля»? Отец Анатолий периодически спрашивает отца Иова: «Любишь ли ты меня?» Напомню, что Каин взревновал Авеля за то, что Бог принял дары Авеля, а дары Каина не принял. То есть это тема ревности.

Каин и Авель. Фрагменты фильма

Другой темой, органично связанной с ревностью, является тема «своей и чужой ноши». Любовь Бога проявляется через жизнь, и проявляется неравномерно: считается, что через одного человека это проявлено меньше (это как считается???), а через другого – больше. То есть «одному Бог дал больше, а другому – меньше»: чем принципиально это отличается от ревности? Любовь не «распределяется» между людьми, а просто изливается в мир. А вот кто как ее примет и как ею распорядится зависит от внутренней готовности человека и степени его прозрения.

Говорят, что Бог дает испытания по силам человека. Эта мысль верна только при поверхностном взгляде, и вводит в заблуждение по существу. Бог есть Любовь – где здесь «наказание» или «испытание»? Но Любовь как дар человеку, особенно большой дар – это большая ответственность и испытание для самого человека. Это огромная сила, которая не может быть «зарыта» в тьме сознания: что даром получил – даром отдай.

Как отдать то, что люди не видят и не принимают? Так возникает «тяжесть даров» и сопровождающие такие дары ревность, зависть, даже агрессивность. Это обретает формы «креста», который одаренный человек несет по жизни. И не каждый желающий взять этот крест на себя, во-первых, всецело готов, во-вторых, в силах взять чужой крест.

Вот в следующей нарезке показано, как «преподобный» пытается взять на себя крест отца Анатолия… Есть кадры, где он «отбрасывает камень», который «встает во главе угла» буквально сразу: этот камень – «привычка к комфорту».

Своя и чужая ноша. Фрагменты фильма

Если «справедливость» как агент «силы, обозначенной как «число 666»", противостоит Любви Бога и имеет власть над умами человека, то сама Любовь Бога – это Жизнь. Сама Жизнь, причем с избытком. Избыток, во- первых, в том, что каждый человек может взять столько, сколько «вместит». То есть проблема ограничения жизни – это проблема приятия этой жизни. Не случайно разговор Иисуса о «жизни с избытком» происходит возле источника воды в пустыне: женщина стоит возле неисчерпаемого источника воды, но возьмет только кувшин, потому что больше «не вмещает» и больше «не по силам».

Фрагмент картины, выставленной на продажу "ZION FINE ARTS"
Фрагмент картины, выставленной на продажу "ZION FINE ARTS"

Тогда у читателя может возникнуть логический вопрос, а чем отличается «вмещающий» человек от «не вмещающего»? Понятно, что символически как бы «сосудом». Но что есть этот сосуд? Какова его природа?

Апостол Павел говорит в послании Ефесиянам 2:16, что этот сосуд – мир между духовным и душевным человеком, когда из этих двух возникает один новый человек. И об этом также идет разговор и размышления в фильме. Это и размышления «преподобного» после имитации «удушения газами» в котельной, (нарезка дана ранее), и «раздвоение», метания отца Анатолия между «земным» занятием в кочегарке и обращением к «другому себе».

Соделать из двух в себе самом одного нового человека. Интерпретация в фильме

Важно сказать еще об одной линии, которая то ли интуитивно, как бывает с художниками, то ли глубоко осознано, проходит через весь фильм: христово поприще. Это то, что завещал Иисус Христос: идите за мной и будете ловить человеков. В том числе и поэтому символами христова поприща являются рыбы и рыболовная сеть. Эта линия «высвечивается» в самом конце фильма, как кульминация: открывается «гроб», приготовленный для отца Анатолия, и в нем отец Иов обнаруживает рыбацкую сеть… и закрывает глаза от пришедшего прозрения! «Отец Иов! Любишь ли ты меня?» Это спрашивал отец Анатолий, но через него – Иисус Христос. И это отец Иов увидел во мгновение.

Симолизм рыбацкой сети в фильме

И вот Гроб освобождается для бренного тела, а сеть освобождается, как освободилась душа отца Анатолия. И мы видим, как освобожденная душа исцеляет души ти тела других: так Любовь Бога через человека изливается на других, кто принимает это излияние. Потому что эту любовь нельзя дать насильно. Она просто есть и ее надо просто принять.

И в заключение - об одной самой пронзительной сцене про внутреннюю борьбу души и тела: просто посмотрите

Хряк. Самая пронзительная сцена в фильме

Задавайте вопросы, если они возникли. Подписывайтесь на канал, потому что сейчас свободный доступ есть только у подписчиков.

#мистика #Топ фильмов #Содержание #сюжет