Найти в Дзене

Подлинному посту чужд азарт

(Продолжение)

Есть и другая, связанная с нашей темой крайность, имеющая, быть может, место по причине религиозного невежества. Исходит она из уже упомянутой зациклинности человека на своем внешнем подвиге. Я хочу сказать именно об увлечении последним. Очень часто аскет оказывается в ловушке собственных результатов, полученных в ходе осуществления внешнего подвига. «Как же ведь еще в прошлом месяце ежедневных сто поклонов было делом непосильным... Теперь же: это просто превосходно! Что называется восхождение от силы в силу... Да и без воды и пищи пару дней- что семечки щелкать...»

Это уж совсем что- то далекое от понятия поста, скорее йога какая- нибудь. Подлинному посту чужд азарт, разбавленный кровяным и сентиментальным разжением. Увлеченный такими вещами аскет перестает видеть то духовное и главное, которое с необходимостью должен предполагать подвиг телесный, да и некогда ему... скорее бы справить молитвенное правильце, да поклон положить, а нищий у церковных ворот нуждающийся в любви ближнего, тот подождет...

Такому человеку уж куда комфортнее находится в ареоле собственной святости, которой обеспечивают объемы молитв и поклонов. Чего не скажешь о людях по-настоящему святых, которые в апогее смертельного подвига будучи уже на пьедестале духовно-нравственного совершенства, в момент исхода своей земной жизни с лучезарным лицом, со слезами на глазах с чувством глубокого смирения произносили "Господи, не положил я начало не одному доброму делу... вся жизнь насмарку".

А подытожу я свои размышления словами преподобного Кассиана Римлянина: "Если постясь телесно, мы будем опутываться пагубнейшими страстями душевными, то никакой не принесет пользы измождение плоти, когда при этом оскверненными остаемся в драгоценнейшей части...нашего естества, которая собственно соделывается жилищем Святого Духа".

Друзья, подписывайтесь на канал!