Найти тему
AiD play>Game and News

Сближаемся, Почему сейчас самое время полюбить настольные игры

Оглавление

Всем привет дорогие друзья! Сегодня расскажу вам про основные плюсы и минусы замечательного хобби

Индустрия развлечений за последние несколько лет столкнулась с несколькими кризисами. Сначала началась пандемия, которая сломала привычные рабочие процессы, из-за чего многие игровые релизы отложили сразу на год, а то и на два. А с началом военной операции на Украине многие крупные игровые и кинокомпании остановили деятельность в России. И хотя основные сервисы продолжают работу, покупать новые игры на некоторых платформах стало невозможно, консоли и железо по нормальным ценам не приобрести, а зарубежные фильмы в кинотеатрах не посмотреть.

Кажется, сейчас самое время обратить внимание на игры настольные. Пока мы ждем наступления более спокойной эпохи, рассказываю вам, почему коробки с картами, фишками и фигурками могут на время заменить детективные квесты, эпичные стратегии и даже файтинги. А заодно предупрежу, какие опасности ждут тех, кто решит окунуться в это прекрасное хобби с головой.

Плюсы настольных игр

Разнообразие геймплея

Современные настольные игры мало похожи на те, которые существовали еще 10-15 лет назад. Развитие рынка, возросшее качество производства и появление новых талантливых гейм-дизайнеров позволило превратить достаточное нишевое хобби в большую индустрию со своими жанрами, звездами, наградами и фанатами.

Звездные войны :восстание
Звездные войны :восстание

Самые известные в России игры вроде «Монополии» и «Манчкина» давно не отражают актуальное состояние рынка. Сравнить их можно с условным «Тетрисом» — некогда популярной, но все же устаревшей классикой. Если вы до этого не особо интересовались настольными играми, то при взгляде на топ-100 BGG (это такой IMDB от мира настолок) вряд ли найдете знакомое название.

Например, один из последних трендов — игры, которые помимо физических компонентов задействуют приложения на PC и мобильных устройствах. В таком случае основные события разворачиваются на столе с фигурками и картами, но софт упрощает правила, помогает вести подсчеты или получать новые сюжеты — без необходимости каждый раз печатать их на бумаге.

В общем, сейчас рынок настольных игр предлагает самое широкое разнообразие жанров. Тут и короткие головоломки на 10-30 минут (Codenames, «Взломщики»), и масштабные стратегии с партиями по 3-5 часов («Сумерки империи»), и атмосферные кооперативные приключения, сюжеты которых интересно обсуждать даже спустя несколько дней («Ужас Аркхэма», «Немезида»). Выбрать игру на любой вкус может каждый — вне зависимости от количества свободного времени, бюджета и числа участников.

Возможность масштабировать

Еще одна причина полюбить современные настолки — отличная масштабируемость и возможность играть в любом составе. Часто партии допускают участие двух, трех, четырех или даже шестерых участников («Древний ужас», «Игра Престолов»), а особо заботливые дизайнеры предусматривают вариант и для одиночек («Звездные войны: Внешнее кольцо», «Остров духов»). При этом правила и сложность в зависимости от количества игроков меняются не сильно или не меняются вообще. Проходить сюжетную кампанию сегодня можно с подругой, а завтра — с командой друзей.

Конечно, бывают исключения. Некоторые игры, использующие скрытую информацию («Звездные войны: Восстание»), в одиночку не пройти, да и в дуэльные хиты («Война кольца)” так сыграть не получится. Некоторые стратегии вроде «Корней» формально рассчитаны на любое число игроков, но все же раскрываются на полную только при большом количестве участников.

Хоумрулинг

В настольных, как и в видеоиграх, часто есть уровни сложности. Как правило, можно усилить героев, ослабить злодеев или ускорить прохождение. Однако если в какой-нибудь Dark Souls некоторые ограничения обойти невозможно, то в мире настольных игр есть так называемый хоумрулинг — возможность самому менять правила как заблагорассудится. Так что те же проблемы с масштабируемостью — не повод расстраиваться.

Хоумрулят по-разному: добавляют в игру ботов, создают сюжетные сценарии, убирают какие-то скучные необязательные правила и так далее. Все зависит от фантазии и навыков играющих — никаких ограничений, кроме разве что порчи компонентов игры, нет.

Заниматься хоумрулингом совершенно не обязательно, однако часто это не только весело, но и полезно. Меняя правила, начинаешь разбираться в гейм-дизайне и анализировать, как вообще работают любые игры. Еще анализ и адаптация правил помогают разобраться в себе, из-за чего постоянно задаешь себе вопросы. Почему мне нравится именно такой тип игр? Как можно сделать их лучше? Ответы на эти вопросы позволяют лучше понимать собственные предпочтения и тратить деньги с умом.

А еще у мира настольных игр есть самая настоящая ниша модов в виде фанатских правил и приложений. При этом все это распространяется бесплатно, так что если самому думать лень, то всегда можно найти на форумах новый свод правил, который уже успела протестировать толпа фанатов.

Корни
Корни

Тот самый "физический формат" где есть возможность ударить противника если он начинает выигрывать (шутка, не надо так делать)

Очевидный, но не менее приятный плюс настольной игры — ее физическое наличие и возможность самому распоряжаться коробкой. Nintendo, например, после остановки своей работы в России фактически заморозила пользовательские аккаунты: даже купленные игры скачать нельзя. И хотя это ограничение легко обойти сменой региона, на других площадках в аналогичной ситуации спасти игры будет сложнее.

Например, 7 марта в Steam пользователи из России стали жаловаться на недоступность некоторых игр. Они оставались в библиотеке, но скачать их и запустить было нельзя. Прецедент неприятный и однозначный: в любое время ваш профиль может исчезнуть.

С настольными играми ситуация совершенно другая. Например, тут хорошо развит вторичный рынок, поэтому любую игру несложно найти или перепродать. Возраст игры только повышает ее стоимость, особенно если новых тиражей старого хита не планируется. А еще издатель не сможет заблокировать или отнять у вас коробку — это особенно актуально в нынешние времена.

И конечно же гибкий ценник

Вопрос ценообразования — один из самых острых в индустрии видеоигр. Можно ли просить за гигантского «Ведьмака 3» и десятичасовое приключение одинаковую цену? Сколько должна стоить простенькая аркада, которую можно пройти за два часа? Издатели настаивают, что стоимость игр давно пора повышать, но игроки любое повышение принимают со скрипом.

О цене настольных игр тоже регулярно спорят, но в целом этот рынок достаточно гибкий. За классические хиты не придется отдавать больше 2000 рублей — столько стоит, например, «Каркассон», «Мачи Коро» или «Codenames». Игры побольше стоят 2000-4000 рублей («Колонизаторы», Small World), а крупные хиты с высокой реиграбельностью обойдутся в 4000-7000 рублей («Серп», Ticket to Ride). Верхнего ценового порога нет: из-за вторичного рынка и аксессуаров цены на редкие и старые игры могут доходить до десятков тысяч рублей.

Codenames
Codenames

Проблемы настольных игр

Транспортировка и ожидания

Локализация и релиз физической копии игры — долгий и сложный процесс. Некоторые западные издатели, например, требуют печатать материалы на зарубежных заводах, чтобы выдержать одинаковое качество у всех версий игры. А если ее можно сделать в России, то все равно на перевод компонентов, печать и доставку может уйти какое-то время.

Локализованные игры и до пандемии выходили с заметным опозданием после мирового релиза, а после COVID-19 ситуация только обострилась. Логистика сломалась, сырье и транспортировка подорожали. Теперь после выхода английской версии российский вариант можно ждать месяцами, а иногда и годами. Хотя бывают приятные исключения — когда западные и российские издатели работают вместе и готовят игру к релизу одновременно по всему миру, в том числе и в РФ.

Однако после начала военной операции ситуация только ухудшилась. Некоторые гейм-дизайнеры вроде культового Джейми Стигмайера («Виноделие», «Серп») уже пообещали больше никогда не работать с Россией, так что дополнительные тиражи его игр, как и новые проекты, ждать в ближайшие годы не стоит. Другие издательства остановили работу над новыми проектами из-за проблем с логистикой и курсом рубля, поэтому и их возвращение на рынок вряд ли будет быстрым.

Цены

Прямое следствие прошлой проблемы — новые цены. Да, настольные игры позволяют выбирать из разного ценового сегмента, однако только за последний год цены на некоторые коробки поднимали 3-4 раза.

С дешевыми играми все не так страшно: цены на каких-нибудь «Взрывных котят» растут медленно, по 100-200 рублей за раз. Средний сегмент растет заметнее, по 500-1000 рублей. Однако хуже всего с большими коробками, которые и до кризисов обходились недешево.

Например, одна из самых популярных в мире игр, «Gloomhaven. Мрачная Гавань», на предзаказе стоила 7500 рублей. Потом цена выросла до 9990, затем — до 11 000 рублей. На днях ценник на Gloomhaven подняли до 14 000 рублей, а с 15 марта она уже стоит 18 000 рублей. Да, «Мрачная Гавань» — огромная коробка с контентом примерно на 100 часов, а ее обладатели признаются, что вряд ли закончат сюжетную кампанию. Но это все равно слабое утешение для любого настольщика: отдавать такую сумму за одну игру, мягко говоря, тяжело.

С 2022 года многие замечательные игры (“Особняки безумия», «Эверделл») уже попали в критичный диапазон от 5000 рублей. Я начал готовить этот материал практически перед потенциальным повышением цен, и оно не заставило себя ждать. Издателям приходится быстро подстраиваться под новые реалии и поднимать ценники, чтобы найти деньги для следующих тиражей.

Особняки безумия
Особняки безумия

Дополнения

Ставшая популярной в игровой индустрии практика выпуска дополнений действует и в настольных играх. Некоторые считают, что тут ситуация даже хуже: самые интересные игровые механики нередко «вырезают» и продают в качестве DLC. Причем часто они выходят сразу вместе с базовой игрой.

В итоге обилие дополнений влияет и на цену. Базовая коробка «Ужас Аркхэма. Карточная игра», например, теперь стоит 3000 рублей, хотя формально это просто пролог для больших интересных сюжетных кампаний. Хочется попробовать самую интересную часть этой игры? Придется покупать кучу расширений, которые обойдутся в лучшем случае в 7000 рублей.

Коллекционирование

Еще одна проблема, вытекающая из двух предыдущих. Ограниченные тиражи, редкие распродажи и высокие цены вынуждают фанатов настольных игр придерживаться единственной надежной тактики — покупать все и сразу. Мало того, что это существенно бьет по бюджету, но и вызывает своеобразную зависимость, похожую на синдром упущенной выгоды. Может показаться, что проблема надуманная, но это одна из самых популярных тем для шуток среди сообщества. И хотя она обманчиво похожа на коллекционирование иконок в Steam, масштаб трагедии тут несколько иной.

Например, талантливые дизайнеры не зря едят свой хлеб: иногда можно решиться на покупку просто потому, что огромная коробка с красивыми артами будет потрясающе смотреться на полке. А если после нескольких партий какая-то игра очень понравилась, то надо сразу же решать, что делать с дополнениями. Покупать их сейчас за полную стоимость или подождать скидок, рискуя через месяц-другой вовсе не отыскать нужную коробку в продаже, если тираж быстро расхватают.

Еще настольные игры реже зависят от крупных издателей и часто собирают деньги сразу на Kickstarter, где авторы обещают бэкерам множество бонусов за поддержку проекта. То есть нередко принимать важное решение приходится задолго до релиза. Купить кота в мешке, но с шансом получить кучу крутого контента за минимальную сумму, или дождаться релиза в ретейле, где ценник вырастет в 2-3 раза, а игра придет с опозданием в полгода.

Эверделл
Эверделл

Вот так дорогие друзья, возможно, снова ворвуться в наши жизни настольные игры более объёмно, если даже, настольные игры не смогут заменить консоли и PC. Если даже крупные игровые издатели вернутся на рынок, я советую все же прикупить пару коробок. Возможно, в будущем сделать это будет еще тяжелее, а вы, уже сейчас откроете для себя новое увлекательное хобби.

Всем спасибо за внимание!

Подписывайтесь на канал.