В молитвенном размышлении подумалось...не зазорно воспитанием назвать весь педагогический процесс,вообще заменив слово " педагогика" на отечественное и более ёмкое -" воспитание". Именно правильно организуя воспитание ,воспитатель также " провоцирует" образование,вернее сказать, самообразование.И это дорогого стоит.Конечно же,имеем ввиду руководство воспитателя в самообразовании воспитанника. Встаёт, между тем, вопрос : где те составляющие при помощи которых можно достичь успеха в деле воспитания? Как красивым рукописным почерком написать книгу становления индивидуума? Как делать сие благородное дело таким способом,что никакие катаклизмы,никакое лишение технических средств ( гаджетов,аппаратуры,интернета и по.) не остановило бы возрастание?
Строение начинается с фундамента,вернее - с расчистки под него. Ну , это в случае,когда мы не начинаем с чистого листа.Вспоминается диалог некой мамочки с А.С.Макаренко,которая спросила последнего: когда надо начинать воспитывать ребёнка.Узнав,что ребенку уже 6 месяцев, Антон Семёнович ответил,что мамочка опоздала на 6 месяцев.Думается,что намного больше.Но об этом - отдельный разговор.
Так что насчёт расчистки? Что имеется ввиду? Есть два вида нечистоты: внутренняя и внешняя.И оба эти вида проявляются в одном явлении.И имя ему- стереотипы.Есть стереотипы,которые успели навязать, и есть,которые подступают извне.( понятно о чем речь в диалоге Макаренко с мамочкой насчёт её опоздания).
Задача любого воспитателя на стадии "расчистки",о которой начали говорить, постараться очистить своего воспитанника от стереотипов,если тот уже успел оскверниться ими, либо поставить заслон грядущим.В следующем размышлении разберёмся- что такое стереотипы, и как с ним бороться.