Найти тему

2000 год в истории цифровой фотографии

2000 год - всё ещё время экспериментов. Доминируют камеры с датчиками на 2-3Мп. Применима цифровая интерполяция изображения. Целая россыпь компактных камер. Системные камеры представлены несколькими классическими зеркалками и одной уникальной камерой с несъёмным объективом. Полнокадрового решения ещё не представлено - вся профессиональная техника на кропнутых датчиках. Есть попытки предложить уникальные функции, возможные только на "цифре": захват изображения ещё до нажатия кнопки спуска затвора.

Silicon Film's EFS-1
Silicon Film's EFS-1

Всё ещё обсуждаема тема Silicon Film's EFS-1 - фейка индустрии цифровой фотографии с 1998 по 2001 год. Предполагалось, что это будет цифровой картридж, устанавливаемый в ваш плёночный фотоаппарат и превращающий его в цифровую камеру. Ничего особенного в этой идее не было - цифровые задники к плёночным камерам уже существовали, но были чрезвычайно громоздки. Думаю, нашлись бы люди, которые и сегодня вложились в подобный проект. Интересно, в 2022 году мы технически готовы создать подобный полнокадровый катридж? Думаю, да.

Nikon D1
Nikon D1

В 2000 году продолжают говорить о нашумевшем в прошлом году Nikon D1. Профессиональная зеркальная системная камера поражает своей «скорострельностью» — 4,5 кадра в секунду, 21 кадр в серии. Датчик на 2,7Мп. D1 стал ответом Nikon на доминирование Kodak на рынке профессиональных зеркальных фотокамер.

FujiFilm FinePix S1 Pro
FujiFilm FinePix S1 Pro

В конце января 2000 года анонсируют другого профессионала - FujiFilm FinePix S1 Pro - 3,4Мп с интерполяцией до 6Мп, скорострельность в 1,5 кадра в секунду, серия до 5 кадров.

Canon EOS D30
Canon EOS D30

Третьей долгожданной цифровой системной камерой становится Canon EOS D30 - 3,25Мп, 3 кадра в секунду, 8 кадров в серии. Это первая цифровая зеркальная фотокамера Canon, созданная с нуля, без сотрудничества с Kodak. Таким образом, уже третья системная камера помогает сделать рынок «цифровых зеркальных фотокамер для профессиональных пользователей» более доступным. Доминированию Kodak в этой отрасли наступает конец.

Интересно, что редакторов ixbt.com уже в 2000-м мучает вопрос: зачем цифровому аппарату быть зеркальным? Думаю, дело в скорости и качестве автофокусировки, которая на компактах тех времен оставляла желать лучшего.

Olympus E-10
Olympus E-10

К зеркальным камерам можно отнести Olympus E-10 - 4Мп (2/3 дюйма), 3 кадра в секунду, 4 кадра в серии. Здесь нет подвижного зеркала. Речь идёт о полупрозрачной зеркальной грани одной из призм, разделяющей световой поток между матрицей и оптическим видоискателем. Таким образом, E-10 становится первой зеркальной камерой оснащённой режимом LiveView. Кстати, E-10, с натягом, можно отнести к системным камерам, т.к. для моделей E-10/E-20 будет выпущено достаточно оптических насадок, благодаря которым можно получить фокусные расстояния от 9 до 600 мм (экв.). Это объективы Raynox DCR-FE180PRO, WCON-08B, TCON-14B, TCON-300, MCON-35.

HP PhotoSmart C912 и Pentax EI-2000
HP PhotoSmart C912 и Pentax EI-2000

Если речь зашла о зеркалке E-10 без подвижного зеркала, то стоит упомянуть о ещё одной камере из 2000-го - Pentax EI-2000. В конце концов это первая зеркалка Pentax ;) Фотоаппарат оборудован неподвижным полупрозрачным зеркалом, что обеспечивает работу оптического видоискателя прямо через несъёмный объектив. Фотоаппарат может быть вам больше известен как HP PhotoSmart C912. Основные характеристики: датчик изображения 2.24Мп (2/3 дюйма), объектив 34–108 мм F2.5–3.9.

Pentax EI-2000 - это как Beretta M 9000 S в мире ручного короткоствольного стрелкового оружия... Беспощадно красив :D

Фокусировка в зеркальных фотокамерах Olympus E-10 и Pentax EI-2000 (HP PhotoSmart C912) осуществляется обычным для компактов способом - контрастный автофокус.

Olympus E-100RS
Olympus E-100RS

Выше я писал о мегапикселях и скорострельности системных камер. Пришло время упомянуть об уникальной компактной фотокамере Olympus E-100RS, анонсированной вместе с E-10. Датчик на 1,5Мп (1/2 дюйма), 15 кадров в секунду, около 15 кадров в буфере. Впервые такая скорость на цифровой фотокамере. Впервые применён режим предварительного захвата изображения в момент полунажатия кнопки спуска затвора. Вторая цифровая камера Olympus со стабилизированным светосильным объективом 38-380 мм. Кажется, такие камеры ещё не принято было называть "суперзумами". Сверх-компактный Panasonic FZ1 будет анонсирован много позже - в октябре 2002 года.

Кстати, о скорости профессиональных плёночных камер: Canon EOS-1V (выпускался до 2010 года) с бустером PB-E2 "перематывал" плёнку со скоростью 10 кадров в секунду в покадровом режиме автофокуса и 9 кадров в секунду при следящей фокусировке. Буфер снимков был ограничен кассетой с плёнкой и мне интересно, насколько быстро и удобно было её заменять :)

Canon G1
Canon G1

Лучшей компактной камерой 2000-го года следует признать анонсированный в сентябре Canon G1, ознаменовавший новую веху в цифровой любительской фотографии. Датчик 3,34Мп (1/1,8 дюйма), совершенно замечательный объектив 34-102 мм F2.0-F2.5, растиражированный в моделях других производителей, серьёзное ручное управление всеми параметрами съёмки. Добавим сюда ISO50, откидной ЖК-дисплей, формат RAW, горячий башмак для вспышки, ёмкую батарею... Canon G1 - компактная камера, которую можно настоятельно рекомендовать к покупке в 2000-2001 годах.

Sony DSC-F505V
Sony DSC-F505V

Следующим по значимости идёт Sony DSC-F505V — наследник DSC-F505. 3,3Мп (1/1.8 дюйма) с эффективными 2,6Мп. Объектив 38-190 мм, F2.8-F3.3. Само воплощение Sony Style.

Kodak DC4800
Kodak DC4800
Kodak DC4800
Kodak DC4800

Если говорить о стиле, то достаточно интересным получился фотоаппарат Kodak DC4800. Пожалуй, это единственный из компактных фотоаппаратов Kodak, который мне нравится внешне. С технической точки зрения он не представляет никакого интереса: 3,34Мп (1/1,8 дюйма), неожиданно широкоугольный объектив 28-84 мм F2.8 - F4.5, серийная съёмка со скоростью 3,2 кадра в секунду, карты памяти Compact Flash.

Kodak DC4800
Kodak DC4800

Обратите внимание на диск режимов DC4800, на котором есть четыре положения для записи: P (автоматическая экспозиция), F2.8, F5.6 и F8. Это позволяет очень легко выбирать требуемую диафрагму для управления глубиной резкости. Также на колесе режимов есть REVIEW (воспроизведение) и SETUP (настройки). Надписи дублируются на внешней стороне циферблата. Рядом с диском режимов есть отдельный переключатель компенсации экспозиции с шагом 1/2 EV. Выглядит всё это вместе достаточно технично и необычно для любительской камеры.

Ricoh RDC-i700
Ricoh RDC-i700

Нужно помнить и о таких знаковых для своего времени камерах, как Ricoh RDC-i700. Базовые характеристики: датчик 3,34Мп (1/1,8 дюйма) с возможностью интерполяции, объектив 35-105 мм (экв.) F2.6–3.4. Размеры камеры 135 х 27 х 74 мм, вес 320 грамм. Но самое главное - это не просто фотоаппарат. Это нечто большее: устройство позволяет посылать изображения по электронной почте, просматривать интернет, передавать файлы напрямую на удаленный компьютер, посылать файлы по факсу, использовать ручной ввод текста с помощью стилуса, создавать HTML документы на основе полученного цифрового изображения и передавать их через FTP. Устройство имеет один слот под PC card, а так же один слот под Compact Flash.

Sony Mavica CD1000
Sony Mavica CD1000
Sony Mavica CD1000
Sony Mavica CD1000

Время использования дискет на 1,4Мб в цифровых фотоаппаратах прошло... Sony ставит в фотоаппарат CD-ROM для 8-сантиметровых CD-R дисков на 156 МБ. Так рождается Sony Mavica CD1000.

Sony Mavica CD1000
Sony Mavica CD1000

Что мы получаем вместе с CD-R диском? Датчик изображения на 2,1Мп (1/2,7 дюйма), объектив 36-360 мм с постоянной светосилой F2.8 и оптической стабилизацией, максимальная скорость затвора 1/500 сек., 2,5-дюймовый монитор (123200 пикселей), вес в килограмм. И да - вы должны ждать между снимками около 4,5 секунд, что связано с медленной системой автофокусировки и временем, необходимым для раскрутки CD. Буфера, как такого, похоже, нет.

Как вы видите, 2000 год - время любопытнейших экспериментов. Из 2000-го года у меня в коллекции пока есть только Olympus E-100RS. Это очень интересный опыт!

В 2000 году мы наблюдаем целый зоопарк карт памяти. Вот что пишут Владимир Копылов и Владимир Родионов с ixbt.com: "С носителями информации разброс, как с пленками в начале века. Некоторые камеры пытаются использовать сразу два типа карт памяти, SM и CF, другие пытаются пойти своим особым путем а фирмы, производящие более дешевые носители, типа Iomega, пытаются примирить всех, создав устройство, позволяющее записывать на Zip как с одних карт, так и с других. По вопросу соединения с компьютером не меньшее разнообразие. Продолжает использоваться SCSI, набирает обороты использование USB и IEEE 1394, делаются попытки сетевых соединений. С уверенностью можно сказать только то, что последовательный порт, видимо, себя исчерпал. Кстати, в полулегкой весовой категории, возможно, мы уже наблюдаем момент, когда размер матрицы достиг своего оптимума, и хотя наверняка по мере развития техники будут попытки использовать большие по числу точек матрицы, не исключено, что качество, необходимое массовым камерам, уже достигнуто".

Читайте по теме: