Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 083. Соцреализм в метро: «Партизанская»-«Смоленская»

5 сентября 2013 года

Московское метро продолжали строить и в годы Великой Отечественной войны. В самые тяжёлые периоды недостроенные подземные объекты использовались как бомбоубежища, но уже в 1943 году продолжилась проходка тоннелей и в 1944 году открылся участок от Курского вокзала до Измайлово. Оформление этих станций посвящено теме боевых подвигов советских воинов и героическим будням тружеников тыла.

-2

Станция, которая сейчас называется «Партизанская», открыта 18 января 1944 года.
Прежние названия:
«Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» (1944—1948),
«Измайловская» (1948—1963),
«Измайловский парк» (1963—2005)

Смотрите старые фотографии: Станция метро «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». 1944 год:

Станция метро «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина»

Редкий кадр – сразу три поезда на станции. 1947 год:

1947 Станция метро «Измайловская»

На станции установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмина, на площадке между лестницами скульптурная группа «Партизаны» (автор М.Манизер)

-3
-4
-5

На путевых стенах размещены рельефные керамические плитки с изображениями советского оружия.

-6
-7
-8

Изначально рассматривалось три варианта названия: «Стадион имени Сталина», «Стадион народов» или «Стадион СССР». Такие проекты названий связаны с тем, что ещё до начала войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного стадиона. В связи с этим станцию решили построить трёхпутной, чтобы исключить давку во время проведения спортивных мероприятий.

-9

Отвлекаясь от темы интерьеров метро, можно упомянуть и о станции-призраке на Арбатско-Покровской линии. Наземная станция «Первомайская» была открыта 24 сентября 1954 года в ходе продления линии на восток от станции «Измайловская» (ныне «Партизанская»), но уже в 1961 году закрыта. Сейчас её помещения входят в состав депо, платформа разобрана, но сохранилась отделка. После закрытия в вестибюле был оборудован актовый зал депо.

Смотрите старые фотографии: Наземный вестибюль. 1954-1955 гг.:

Вестибюль наземной станции метро «Первомайская»

Метро «Первомайская». 1955-1960 гг.:

1955—1960 Станция Первомайская

Следы от букв названия станции были закрашены совсем недавно. Любопытно, что закрытие действующей станции не единичный случай в Москве: ещё одна наземная станция – «Калужская» – принимала пассажиров с 1964 по 1974 год и была заменена ныне существующей подземной «Калужской».

-10

Станция «Семёновская» открыта 18 января 1944 года под названием «Сталинская»

В 1944 году на станции была установлена созданная Г.Лавровым пятиметровая скульптура «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» Работа, изображающая вождя с девочкой на руках, была изготовлена в 1936 году после растиражированных по всему Союзу пропагандистских фотографий Сталина вместе с шестилетней Гелей Маркизовой. Спустя год отец этой девочки был арестован и позднее расстрелян как враг народа, а вместо Гели стали указывать пионерку-стахановку Мамлакат Нахангову. После разоблачения культа личности Сталина скульптура была удалена из метро.

На торцевой стене станционного зала орден Победы на фоне оружия и знамён с надписью «Нашей Красной Армии — Слава!»

Смотрите старые фотографии: Станция «Семёновская». 1950-1953 гг.:

1950—1953 Станция метро «Сталинская» (сейчас – «Семёновская»)

-11

На путевых стенах – чеканные бронзовые щиты с изображением оружия и портретов советских воинов. В оформлении станции участвовали скульпторы В.Мухина, Н.Вентцель, С.Рабинович, художник В.Ахметьев.

-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24

Станция «Электрозаводская» открыта 15 мая 1944 года.

На улице в нише здания вестибюля установлена скульптурная группа «Метростроевцы в забое» (скульптор М.Манизер).

Смотрите старые фотографии: Станция «Электрозаводская». 1950 год:

1950 Наземный вестибюль станции метро «Электрозаводская»

Станция «Электрозаводская». 1950 год:

1950 Ст. м. «Электрозаводская»

-25

На стенах кассового зала размещены медальоны с портретами учёных-основоположников электротехники: русского учёного Михаила Ломоносова, русского изобретателя-электротехника Павла Яблочкова, изобретателя радио Александра Попова, английского физика Майкла Фарадея, американского учёного и политика Бенджамина Франклина, английского физика Уильяма Гильберта.

-26
-27
-28
-29
-30
-31

На пилонах станции высечены из белого мрамора скульптурные группы, иллюстрирующие труд работников промышленности и сельского хозяйства (скульптор Г.И.Мотовилов). Сейчас на станции осталось 12 барельефов, ещё два были демонтированы во время переустройства центрального зала. В проекте станции конца 1930-х годов в пилонах планировалось сделать углубления, в которые собирались поместить бюсты героев-стахановцев, но при составлении списка рабочих для изображения приходилось постоянно менять фамилии, поскольку каждый завод хотел увековечить своего работника. В результате от этой идеи отказались.

-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45

Станция «Бауманская» открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловская». Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион». В итоге трассу спрямили и вместо четырёх станций после «Курской» осталась всего одна – «Спартаковская», – переименованная в «Бауманскую».

На фасаде здания размещены рельефные изображения солдат на фоне панорамы Красной площади.

-46
-47
-48
-49

Над эскалаторным ходом располагается майоликовое мозаичное панно «Слава Советской Армии» (автор И.Рабинович) и высечена цитата И.В.Сталина об армии. По городской легенде, в панно «Слава Советской армии» художник замаскировал три православных крестика.

Смотрите старые фотографии: Турникетов ещё нет, контролёры отрывают корешки у билетов. 1950-1953 гг.:

1950—1953 Станция метро Бауманская

-50

Торцевую стену в конце 1945 года украсило мраморное панно с изображением знамён и профилей Сталина и Ленина. В 1963 году фрагмент знамени с профилями убрали и вставили мозаику с профилем одного Ленина, но его взор направлен уже в другую сторону.

Смотрите старые фотографии: Сталин ещё на месте. 1947 год:

1947 Станция метро «Бауманская»

-51

Ленин посмотрел направо, теперь смотрит налево.

Смотрите старые фотографии: «Бауманская». 1944 год:

1944 Станция метро Бауманская

Оформление станции должно было быть посвящено восстанию Спартака, но в окончательном варианте в нишах угнездились не гладиаторы, а советские люди – «Метростроевка», «Красноармеец со знаменем», «Красноармеец в маскировочном халате» и «Летчик» «Командир», «Партизанка«, «Рабочий», «Конструктор» (скульпторы В.Андреев, О.Андреева, и С.Кольцов). Скульптуры были сделаны из гипса, в 1950-е годы их тонировали под бронзу.

-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61

На мраморной стене станции «Бауманская» вручную вырезана загадочная надпись. Она находится около места остановки первого вагона на платформе в сторону «Щёлковской», под последней вентиляционной решёткой. Надпись содержит две даты, разделённые чёрточкой, записанные так, как их иногда пишут на надгробиях.

-62

Станция «Смоленская» Арбатско-Покровской линии открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Круглый наземный вестибюль (архитекторы О.Великорецкий, А.Стрелков) снаружи украшен четырьмя медальонами с изображениями российских воинов.

-63
-64
-65

В торце станционного зала можно увидеть барельеф, посвящённый защитникам Родины (скульптор Г.Мотовилов).

-66

Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Киевская»…

Путеводитель - это алфавитный указатель всех публикаций «Город на память» с активными ссылками.

Фотографии: Евгений Чесноков

«Город на память». 084. Соцреализм в метро: «Киевская» радиальная
Город на память20 марта 2022

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

#городнапамять #москва #московскийметрополитен #станцииметро #интерьеры #соцреализм #ссср #советскийсоюз #метро